Технология подготовки и проведения классного часа
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В. П. Созонов) Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя. (М. Л. Маленкова)
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями: 1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей. 2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке. 3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка. 4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Основные компоненты классного часа Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни. Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности. Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Технологические аспекты составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год; уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения; определение времени и места проведения классного часа; определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа; подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме; определение участников подготовки и проведения классного час; распределение заданий между участниками и группами; проведение классного часа; анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).
Классный час может проводиться в различных формах: В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой
Формы часов общения Беседа. Дискуссия (диспут). Сюжетно-ролевая игра. Устный журнал. Социально-культурный проект. Мозговая атака. Часы в форме телевизионных передач.