А.С.Пушкин. Слово о писателе. Лицейские годы. «Узник»- вольнолюбивые устремления. Урок по литературе в 6 классе. Автор: Тышкевич О.Ю.
Цели урока: Заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта; Заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта; Работать над выразительным чтением; Работать над выразительным чтением; Рассмотреть стихотворение «Узник»; Рассмотреть стихотворение «Узник»; Организовать самостоятельную работу учащихся. Организовать самостоятельную работу учащихся.
План урока п/пЭтап урокаВремя 1 Слово учителя 3 мин 2 Сообщение ученика 5 мин 3 Пересказ статьи учебника о Пушкине-лицеисте по плану 10 мин 4 Выразительное чтение 5 мин 5 Работа с репродукциями 5 мин 6 Составление устного портрета 5 мин 7 Выразительное чтение и анализ стихотворения 5 мин 8 Самостоятельная работа учащихся 5 мин 9 Домашнее задание 2 мин
Эпиграф к уроку Смуглый отрок бродил по аллеям, Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Еле слышный шелест шагов. (Анна Ахматова, 1911) (Анна Ахматова, 1911)
Слово учителя -Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь? -Что вы знаете о Пушкине? -Какие его произведения читали, слышали?
Сообщение ученика Сообщение ученика о детстве Пушкина, его семье.
Пересказ статьи учебника о Пушкине-лицеисте План: 1.Открытие Лицея. 2.Знакомство с Пущиным, воспоминания Пущина о первой встрече с Пушкиным. 3.Первые поэтические опыты Пушкина. 4.Пушкин читает стихи на публичном экзамене в присутствии Державина. 5.Лицейская дружба в стихах Пушкина. 6.Окончание Лицея, столичная жизнь, вольнолюбивые стихи. 7.Причины ссылки поэта в Кишинев.
Выразительное чтение РОЗА Где наша роза, Друзья мои? Увяла роза, Дитя зари. Не говори: Так вянет младость! Не говори: Вот жизни радость! Цветку скажи: Прости, жалею! И на лилею Нам укажи.
Работа с репродукциями
Составление устного портрета Составляем устный портрет Пушкина по произведениям художников и воспоминаниям современников.
Выразительное чтение и анализ стихотворения «Узник» УЗНИК УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...» Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»
Самостоятельная работа учащихся Обратите внимание на то, что само слово «свобода» в тексте отсутствует. Какие слова представляют это понятие?
Домашнее задание Выучить стихотворение «Узник» наизусть; Выучить стихотворение «Узник» наизусть; Прочитать статью на стр (пл старому изданию) или с (по новому изданию в 2-х частях); Прочитать статью на стр (пл старому изданию) или с (по новому изданию в 2-х частях); Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение воспоминаний друзей Пушкина; Индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение воспоминаний друзей Пушкина; Выразительное чтение стихотворений. Выразительное чтение стихотворений.