Тема урока: « Средства выразительности языка » Цели урока: Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о средствах выразительности языка; Развивающая: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся; продолжить работу по раскрытию творческих способностей учащихся; Воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся. Оборудование: схемы, раздаточный материал, карточки, компьютер.
Язык неистощим в соединении слов. А.С.Пушкин
Поэт – сын гармонии… Александр Александрович Блок [ гг] – русский поэт.
Тема урока: «Средства выразительности языка»
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь
Синквейн Средства выразительности Они Красивые, живые (необычные …) Украшают, описывают, имитируют «Богатство языка… богатство мыслей». (Н.М.Карамзин). Сокровища речи (тропы) Средства выразительности Они Непонятные, разнообразные Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте (усложняют, путают, озадачивают) «Богатства русского языка неизмеримы…» (К.Г.Паустовский). Проблема
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн
Кроссворд «Стилистические фигуры» градация эпифора параллелизм инверсия умолчание антитеза оксюморон
Кроссворд «Тропы» эпитет литота сравнение антономазия аллегория гипербола метонимия перифраза
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река шумит, гремит и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. М. Карамзин
Задание «Солнышко» 7. Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз. (В.Маяковский) метонимия олицетворение сравнение эпитет перифраза эвфемизм гипербола синтаксический параллелизм риторический вопрос антитеза анафора инверсия оксюморон эллипсис цитация градация эпифора 1.Закатилось солнце русской поэзии. (Жуковский о Пушкине) 2. Ну что ж, садись, светило. (В.Маяковский) 3. Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари, Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори». (К.Д.Бальмонт) 4. Словно солнце горит, не сгорая, любовь. (О.Хайям) 5. Проснулся: в широкие стены сарая Глядятся весёлого солнца лучи. (Н.Некрасов) 6. Страна восходящего солнца.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский
Легенда о языке Эзоп полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке Картина Диего Веласкеса ( )
Русский язык язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме
Ответы теста I часть: 1(2), 2(3), 3(1), 4(2), 5(3) II часть: 1(Б), 2(В), 3(И), 4(А), 5(Ж), 6(Д), 7(З), 8(Е), 9(Г)
Оцените свою работу Если нет ошибок или одна ошибка – «5» Если две, три или четыре ошибки – «4» Если больше четырёх ошибок – «3»
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. С. Тургенев
Сегодня переменная облачность По небу, словно белые лебеди, весь день медленно проплывали лёгкие, серебристые, немного ленивые облака. По небу, словно белые лебеди, весь день медленно проплывали лёгкие, серебристые, немного ленивые облака. Сегодня по небу проплывали лёгкие, серебристые, немного ленивые облака. Сегодня по небу проплывали лёгкие, серебристые, немного ленивые облака. Сегодня на небе лёгкие, серебристые, немного ленивые облака. Сегодня на небе лёгкие, серебристые, немного ленивые облака.
Рефлексия Что взяли для себя полезного с данного урока? Какая форма работы понравилась? При выполнении какого задания испытывали затруднение?
Домашнее задание Используя произведения поэтов 19 века, найдите и продемонстрируйте средства выразительности языка