Модель исследовательской деятельности учащихся Александр Владимирович Леонтович к. психол. н.
Понятие модели под социально-педагогическим моделированием понимается отражение ведущих характеристик преобразуемой системы (оригинала) в специально сконструированном объекте-аналоге (модели), который в чем-то проще оригинала и позволяет выявить то, что в оригинале скрыто, неочевидно в силу его сложности и завуалированности сущности многообразием явлений (В.И.Загвязинский).
Модель реализации исследовательской деятельности учащихся Теоретические источники Основные понятия Содержание Средства и формы реализации Результат
Л.С.Выготский: культурно-историческая теория и понятие зоны ближайшего развития С.Т.Шацкий: представления о развивающей образовательной среде В.В.Давыдов: понятие о теоретическом мышлении И.Я.Лернер: концепция проблемного обучения Н.Г.Алексеев: теория рефлексивного мышления М.Г.Ярошевский: теория научных школ В.И.Вернадский: мысль как планетарное явление Теоретические источники
Современные разработчики В.И.Слободчиков: представления о субъ-ектной позиции и со-бытийной общности; А.Н.Поддъяков: концепция исследовательского поведения А.И.Савенков: концепция исследовательского обучения А.С.Обухов: исследовательская позиция личности А.В.Леонтович: модель реализации исследовательской деятельности Л.Ю.Ляшко: молодежное движение
Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Выделение в учебном материале проблемных точек; Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез; Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников; Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий эффективно спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом.
Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека (А.Н.Поддьяков)
Исследовательские способности – особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А.И.Савенков)
Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А.С.Обухов)
Содержание исследовательской деятельности Знания, позволяющие ориентироваться в информационных потоках Опыт проведения предметной исследовательской деятельности Практика выстраивания личностного отношения к деятельности и ее результатам Способность строить эффективные коммуникации для достижения целей
Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1.Элементы исследования в рамках учебных предметов 2.Предметы в рамках базисного компонента 3.Элективные курсы – школьный компонент 4.Группы дополнительного образования 5.Экскурсия 6.Общешкольный проект 7.Поход или экспедиция 8.Конференция или конкурс 9.Клуб или молодежное объединение
Образовательный результат Формальный: Выполненное исследование (работа, проект, вывод) Неформальный: Становление исследовательской позиции учащихся, развитие исследовательских способностей
Функции исследовательской деятельности на разных ступенях в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности; в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;
Система развития исследовательской деятельности Сообщество разработчиков Банк методик по исследовательски м задачам Информационно- содержательные издания Система интернет- ресурсов Система повышения квалификации, дистанционного консультирования Сеть опорных учреждений Конференции и конкурсы Экспедиции, профильные смены Субъекты сети
Подписка на новости исследовательской деятельности учащихся
Портал исследовательской деятельности учащихся
Сайт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского,
Подписной индекс журнала «Исследовательская работа школьников» в каталоге Роспечати 81415
Исследовательский проект Исследование – процесс открытия или создания новых знаний о мире, в котором мы живем. Исследовательские задачи решаются с помощью научного метода. Предполагают получение в процессе экспериментирования количественных данных, которые потом можно проанализировать и практически применить. Этапы: выбор конкретного объекта, определение проблемы; изучение литературы (background) выработка гипотезы (предположения) разработка эксперимента сравнение гипотезы с результатами эксперимента формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных подготовка доклада и презентации обсуждение результатов с профессиональными учеными постановка новых задач, которые могут появиться в результате дискуссии
Не во всех областях научный метод является лучшим для решения проблем. В них существуют свои пути и методы. Например - инженерные проекты (Engineering projects).
Инженерный проект Инженеры создают прежде несуществовавшие вещи, ставят конструкторские цели, проектируют процесс, оценивают результат. Этапы: определение необходимости «Как я могу сделать это лучше?» определение критериев результативности предварительные исследования и поиск литературы: что по этой проблеме сделано, какие продукты уже существуют, в чем их преимущества и недостатки? Разработка предварительного плана и необходимых ресурсов, определение стоимости, необходимых требований реализации Реализация и оценка реального прототипа вашей первоначальной идеи. Оценка реальности, пригодности, применимости Корректировка, в случае необходимости. Окончательная проверка Презентация результатов