Модель исследовательской деятельности учащихся Александр Владимирович Леонтович к. психол. н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация исследовательской деятельности учащихся Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества молодежи.
Advertisements

Тренинг «Самостоятельные исследования школьников» в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома.
Место учебного исследования в программе Intel «Обучение для будущего» Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического.
Учебные исследования детей в современной школе В презентации использованы материалы А.В.Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Организация работы с одарёнными детьми в рамках эксперимента «Проектирование образовательной среды учреждения как основы становления детско-взрослой со-
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Бачкала Галина Владимировна Методист МОУ ЦИМПО Г. Иркутск.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Организация исследовательской деятельности учащихся Воронкова М.М. учитель биологии МОУ «Гимназия 5» г.Чебоксары.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Подготовила преподаватель Кузьмина В.В.
Организация исследовательской работы по математике старшеклассников в рамках довузовской подготовки.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Научно-методическое и информационное сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся.
Проектная и исследовательская деятельности как средство реализации ФГОС.
Одна из старейших школ города Москвы, основана в 1918г. известным советским педагогом С.Т.Шацким С 1956г. школа была экспериментальной школой Российской.
Районное методическое объединение учителей начальной школы.
Транксрипт:

Модель исследовательской деятельности учащихся Александр Владимирович Леонтович к. психол. н.

Понятие модели под социально-педагогическим моделированием понимается отражение ведущих характеристик преобразуемой системы (оригинала) в специально сконструированном объекте-аналоге (модели), который в чем-то проще оригинала и позволяет выявить то, что в оригинале скрыто, неочевидно в силу его сложности и завуалированности сущности многообразием явлений (В.И.Загвязинский).

Модель реализации исследовательской деятельности учащихся Теоретические источники Основные понятия Содержание Средства и формы реализации Результат

Л.С.Выготский: культурно-историческая теория и понятие зоны ближайшего развития С.Т.Шацкий: представления о развивающей образовательной среде В.В.Давыдов: понятие о теоретическом мышлении И.Я.Лернер: концепция проблемного обучения Н.Г.Алексеев: теория рефлексивного мышления М.Г.Ярошевский: теория научных школ В.И.Вернадский: мысль как планетарное явление Теоретические источники

Современные разработчики В.И.Слободчиков: представления о субъ-ектной позиции и со-бытийной общности; А.Н.Поддъяков: концепция исследовательского поведения А.И.Савенков: концепция исследовательского обучения А.С.Обухов: исследовательская позиция личности А.В.Леонтович: модель реализации исследовательской деятельности Л.Ю.Ляшко: молодежное движение

Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Выделение в учебном материале проблемных точек; Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез; Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников; Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий эффективно спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом.

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека (А.Н.Поддьяков)

Исследовательские способности – особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А.И.Савенков)

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А.С.Обухов)

Содержание исследовательской деятельности Знания, позволяющие ориентироваться в информационных потоках Опыт проведения предметной исследовательской деятельности Практика выстраивания личностного отношения к деятельности и ее результатам Способность строить эффективные коммуникации для достижения целей

Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1.Элементы исследования в рамках учебных предметов 2.Предметы в рамках базисного компонента 3.Элективные курсы – школьный компонент 4.Группы дополнительного образования 5.Экскурсия 6.Общешкольный проект 7.Поход или экспедиция 8.Конференция или конкурс 9.Клуб или молодежное объединение

Образовательный результат Формальный: Выполненное исследование (работа, проект, вывод) Неформальный: Становление исследовательской позиции учащихся, развитие исследовательских способностей

Функции исследовательской деятельности на разных ступенях в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности; в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;

Система развития исследовательской деятельности Сообщество разработчиков Банк методик по исследовательски м задачам Информационно- содержательные издания Система интернет- ресурсов Система повышения квалификации, дистанционного консультирования Сеть опорных учреждений Конференции и конкурсы Экспедиции, профильные смены Субъекты сети

Подписка на новости исследовательской деятельности учащихся

Портал исследовательской деятельности учащихся

Сайт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского,

Подписной индекс журнала «Исследовательская работа школьников» в каталоге Роспечати 81415

Исследовательский проект Исследование – процесс открытия или создания новых знаний о мире, в котором мы живем. Исследовательские задачи решаются с помощью научного метода. Предполагают получение в процессе экспериментирования количественных данных, которые потом можно проанализировать и практически применить. Этапы: выбор конкретного объекта, определение проблемы; изучение литературы (background) выработка гипотезы (предположения) разработка эксперимента сравнение гипотезы с результатами эксперимента формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных подготовка доклада и презентации обсуждение результатов с профессиональными учеными постановка новых задач, которые могут появиться в результате дискуссии

Не во всех областях научный метод является лучшим для решения проблем. В них существуют свои пути и методы. Например - инженерные проекты (Engineering projects).

Инженерный проект Инженеры создают прежде несуществовавшие вещи, ставят конструкторские цели, проектируют процесс, оценивают результат. Этапы: определение необходимости «Как я могу сделать это лучше?» определение критериев результативности предварительные исследования и поиск литературы: что по этой проблеме сделано, какие продукты уже существуют, в чем их преимущества и недостатки? Разработка предварительного плана и необходимых ресурсов, определение стоимости, необходимых требований реализации Реализация и оценка реального прототипа вашей первоначальной идеи. Оценка реальности, пригодности, применимости Корректировка, в случае необходимости. Окончательная проверка Презентация результатов