О региональных направлениях научно-методического сопровождения развития дошкольного образования Б.А. Куган, д.п.н. ректор Института развития образования и социальных технологий
Компетентность – это интегральное качество личности, готовность и способность обучающегося применять усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических жизненно важных задач
Модель социальной компетентности Социальная компетентность личности Я - гражданин Я – ученик (студент) Я - друг Я – будущий отец / мать Я – будущий муж / жена Я – сын / дочь своих родителей Я – будущий р аботник (профессионал)
Структура социальной компетенции КомпонентыСодержание Социальная мобильность Способность к адаптации к к изменяющимся социальным ситуациям Выбор индивидуальных образовательных траектории Готовность к здоровому образу жизни Способность и готовность с социально- профессиональному выбору Владение навыками самоконтроля Социально- коммуникативные компетенции Готовность к социокультурному диалогу Владение навыками межличностного общения Деловой этикет Способность и готовность работать совместно Способность проявлять социальную активность Способность к конструктивному поведению в межличностных отношениях
Структура социальной компетенции КомпонентыСодержание Социально- познавательные компетенции Понимание социальной ситуации Лидерские качества Понимание и умение оценить свою роль в организации, обществе Знание и принятие социальных норм и правил Социально- нравственные компетенции Гуманистическая направленность Владение этическими нормами поведения Проявление уважения к к мнению других, терпимости к этническим меньшинствам, мигрантам
Интегративные качества - знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста Начальная социальная компетентность - умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в разных ситуациях
Показатели организационно- педагогических условий, обеспечивающих результативность и качество деятельности дошкольного образовательного учреждения, по становлению начал ключевых компетентностей
ПоказателиИндикаторы 1. Развивающая средаОткрытая, динамично изменяемая 2. Цели образованияФормулируются исходя из ситуации в развитии ребенка с опорой на образовательную программу 3. Содержание образования Определяется с соблюдением баланса между социализацией и индивидуализацией образования
ПоказателиИндикаторы 4. Субъекты образовательной деятельности и их права Ребенок свободен в выборе содержания Педагог создает условия для совместной деятельности Родители принимают участие как равноправные и равно ответственные субъекты 5. Стратегии взаимодействия Педагогическая поддержка Сопровождение Обучение 6. Формы работыОткрытые учебные проекты, в которых темы, содержание, формы работы на весь проект или на конкретный день определяются в ходе совместного обсуждения детьми и взрослыми
ПоказателиИндикаторы 7. Расширение компетентности педагогов Повышение фасилитационных способностей, навыков недирективного управления детьми; Обеспечение готовности осуществлять образовательный в режиме индивидуализации; Обеспечение с родителями как равноправными и равноценными партнерами. 8. Способ сбора данных для анализа и оценки Педагогическое наблюдение, ведение журнала достижений группы как документа в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении
Социально-активное образовательное учреждение - это учреждение, целью которого является развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед учебным заведением, так и перед сообществом
Критерии оценки социально- активного ДОУ Создание открытой развивающей образовательной среды Обеспечение результатов подготовки выпускников ДОУ не ниже региональных Создание системы работы по социально- педагогическому просвещению родителей Организация работы по развитию социально- педагогической компетентности педагогов ДОУ Соблюдение социальных гарантий участников образовательного процесса ДОУ Организация социального партнерства для решения актуальных проблем образования и социума
Спасибо за внимание!