Антимонопольное законодательство США: обзор Судья Майкл Меллой Восьмой Окружной Апелляционный Суд США
Цели Цели антимонопольного законодательства – развитие и поддержка конкуренции, а также защита потребителей от действий по ограничению конкуренции. В числе других целей– сохранение для компаний и физических лиц возможностей для конкуренции и содействие инновациям.
Запрещённые действия 1)Сговор и картели 2)Монополизация со стороны какой-либо одной компании 3)Слияния, ограничивающие конкуренцию
Федеральные законы Закон Шермана Закон Шермана, § 1: «Всякий контракт, объединение лиц.. или сговор с целью ограничения торговли и коммерческой деятельности... считается противозаконным». Любое лицо, монополизирующее, или пытающееся монополизировать, или вступающее в объединение или сговор с любым другим лицом (лицами) с целью монополизировать какую-либо часть торговли, является преступником. Закон Клейтона 7 – Слияния, которые существенно ограничивают конкуренцию или способствуют образованию монополии.
Как мы обеспечиваем соблюдение антимонопольного законодательства? Иски частных сторон, считающих, что в отношении них было нарушено федеральное законодательство У частных сторон имеются мощные средства судебной защиты: - компенсация убытков (до 3-кратного) - возможность принятия обеспечительных мер - возмещение затрат и гонорара адвоката
Обеспечение исполнения закона государственным ведомством Иск может подать Министерство юстиции. В некоторых случаях оно может инициировать уголовное преследование нарушителей антимонопольного законодательства. Министерство юстиции возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом. Министерство юстиции может ходатайствовать о применении к нарушителям судебного запрета.
Федеральная комиссия по торговле Федеральная комиссия по торговле – независимый федеральный орган. Члены Комиссии назначаются Президентом на 7-летний срок. ФКТ обеспечивает исполнение положений Закона Клейтона. Изучает действия по слиянию и публикует результаты соответствующих исследований. Старается методически помочь американским предприятиям в отношении слияния во избежание длительного и затратного судебного процесса. Требует предварительной проверки слияний и поглощений определённого размера.
Соглашение/сговор Запрещён Законом Шермана: « Всякий контракт, объединение лиц... или сговор с целью ограничения торговли... считается противозаконным». Запрещены соглашения, которые имеют антиконкурентный характер Трудно определить, какого типа соглашения запрещены.
Незаконны сами по себе (per se) Некоторые виды соглашений всегда считаются противозаконными – Считается, что они всегда вредят конкуренции – Вид соглашения, которое противозаконно «само по себе» (per se) – Запрещаются любые действия, которые «по своим внешним признакам, всегда или почти всегда способствуют ограничению конкуренции и снижению производства...» Broadcast Music, Inc. v. Columbia Broadcasting, 441 U.S. 1, 99 S. Ct. 1551, 1562 (1979)
Действия, незаконные «сами по себе» Картели Соглашения о фиксации цен Некоторые бойкоты, когда стороны доминируют на рынке Соглашения о разделе территорий
Правило здравого смысла Прочие соглашения анализируются по правилу «разумного подхода». -Каков экономический эффект действий? Оно способствует конкуренции или уменьшает её? -Зачастую очень трудно сделать вывод -Требуется детальный анализ экономической подоплёки действий и экономики отрасли - Суды вынуждены обращаться к экспертам
Виды соглашений Виды соглашений обычно анализируют по правилу «разумного подхода» – искусственное занижение цен – продажа товаров по цене ниже себестоимости с целью ликвидации конкуренции и дальнейшего подъёма цен – соглашения о нагрузке – покупатель должен купить несколько связанных друг с другом товаров у одного продавца, например: копировальные аппараты, бумагу, чернила, техобслуживание
Отказ от сделок Организации по установлению стандартов. Часто речь идёт о стандартах безопасности. - У меня было дело, касавшееся стандартов безопасности, которые установила «Форд мотор компани» для переделки своих машин в лимузины. «Форд» отказывался иметь дело с компаниями, не соглашавшейся соблюдать требования этого стандарта. Дело анализировалось по правилу «разумного подхода». Craftsmen Limousine, Inc. v. Ford Motor Company, 350 F.3d 865 (8 th Cir. 2004).
Анализ рынка Определяющий эффект часто зависит от определения соответствующего товарного и географического рынка. Товарный рынок: какой выбор есть у потребителя и чем можно заменить данный товар Проанализируйте, какие товары действительно взаимозаменяемы Географический рынок – рынок, «на котором работает продавец и на который... покупатель может реально прийти за покупкой». Tampa Elec. Co. v. Nashville Coal Co., 365 U.S. 320, 327, 81 S. Ct 623, 5 L.Ed 2d 580 (1961)
Слияние § 7 Закона Клейтона запрещает любые слияния, которые «... могут привести к существенному снижению конкуренции или способствовать образованию монополии в той или иной сфере торговли». Требуется сложный экономический анализ Обратите внимание на такие факторы, как концентрация рынка и отрасли, конкурентный эффект, повышение эффективности
Судьи Иски по антимонопольным делам рассматриваются судами общей юрисдикции. Федерального суда по коммерческим спорам нет. Судьи рассматривают множество дел различных категорий. У них нет особого опыта и знаний антимонопольного законодательства или рассматриваемого вида коммерческой деятельности. Они в огромной степени полагаются на мнение адвокатов, представляющих дело, и экспертов, привлекаемых сторонами.