ПОМНИТЕ… ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Языковые особенности стихотворения Михаила Галина «Что мы знаем о войне?!» Выполнили: ученицы VI»А» класса Надточиева А.И., Шевченко Т.А Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Суязова И.А пгт.Каменка 2011
Лексический уровень средств выразительности метонимия (жаждал крови ненасытный фронт) олицетворения (надежда и тревога… ходили) гиперболические эпитеты (многовёрстный, многоимённый) перифраз (мёртвые бумажки, непобедимая бандитка) антонимы (к победе ли - к беде) метафоры (годы возвращающий экран…) эпитеты (распобедный, вечный) гипербола (застынет сердце на минуту) Цель : будить нашу память
Синтаксический и пунктуационный строй стихотворения немногочисленные однородные члены предложения, инверсия обстоятельств и сказуемых, единичное сравнение, простые и бессоюзные предложения, умолчание Строфа фотокадр! Цель: ЗАПОМНИТЕ!
В первой строфе доминируют звукобуквы, состоящие из оттенков красного, коричневого, серого цвета: А – красная, агрессивная, напористая, напряженная, громкая; Р – черно-красная, темная, агрессивная, угрюмая, быстрая, могучая, холодная; Ж – желто-коричневая, «плохая» звукобуква: темная, тоскливая, устрашающая; Т – серо-коричневая, темная, угрюмая, выражающая грусть, тревогу; Х – серо-коричневая, темная, тоскливая, минорная звукобуква). Все эти цвета позволяют представить мрачную, темную картину, они свидетельствуют о крови и земле, которая пропитана этой кровью, страдая от взрывов, смертей…
Во 2 строфе доминируют Во второй строфе вновь суммарно доминируют те же звукобуквы А, Ы; Х; К; Т. Вырисовывается кровавый «ненасытный» фронт, мрачное небо, земля, пропитанная кровью родных: любимых мужей, сыновей, братьев… И вдруг, как лучики надежды и веры, темные цвета прорезаются светлыми синими и зелеными звукобуквами Н, Й, Д, Л, В, З
Третья строфа наполнена красными напряжёнными А, серо-коричневыми угрюмыми Т, серо-фиолетовыми, темными Ф, черно-красными агрессивными Р, серо-кофейными тоскливыми Х, темной безрадостной звукобуквой Ш, мрачными Ы. И снова мы чувствуем боль матерей и жен, получивших «мертвые бумажки».
В четвертой строфе происходит цветовой перелом: доминировать начинают звукобуквы зеленого, синего и желтого цвета (Д -7; Л – 3; В – 2; З – 1; Н – 4; Ж – 2; О – 6; Е – 11; И – 3). Речь - о Победе, но кому-то «распобедный день» станет «вечным расставаньем»
В пятой строфе звукобуквы красного и коричневого цвета (Р, К, Ч, Т, А, Ы) начинают уступать своё доминирующее место синим и зеленым с оттенками желтого (Г; Д; В; З; Щ; Н; Ю; И; Э; Е, С; О). Эти цвета наполняются оттенками светлого малинового (М). Нехотя уступающие место красные звукобуквы (Р; А ) предупреждают: о войне нельзя забывать, она может вернуться.
Шестая строфа Доминируют звукобуквы зеленого цвета (З; Щ; Е; У; Ю) и синего цвета (Л; Д; Й; Н; В; И). Встречаются звукобуквы красного, серого и коричневого цвета (К; Р; Т): Память о войне заставляет нас вздрагивать, словно вновь звучат «сирены голос» и «крики детей».
Фонетический и фоносемантический анализ От мрачной картины войны к светлым мирным дням.
Выводы: 1. Тема войны тревожит и будоражит наши умы. 2. Главная мысль стихотворения – противоестественно совмещение войны и жизни, смерти и молодости. 3. Призыв: не забывать, что для кого-то счастливый победный день стал прощальным…