Современной школе – современная библиотека Головицина Ю.Б., заведующая библиотекой МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» 27 ноября 2009 год
Региональная научно-практическая конференция «Организация щадящего стандартного и опережающего обучения школьников на основе «ЛСМ –мониторинга» Современной школе – современная библиотека Головицина Ю.Б., заведующая библиотекой ИОЦ Г. Тутаев, 27 ноября 2009 год
Приоритетная цель – создание системы информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей конституционные права граждан на свободный доступ к информации. Из концепции библиотечного дела Российской Федерации на период до 2015 года.
Современный библиотекарь – это специалист в области новых информационных технологий.
Современная библиотека – это использование ИКТ-технологий (электронный каталог, проекты и презентации ), подключение к Интернет, приобретение и поддержка АИБС.
Создание собственного рабочего пространства библиотекаря с применением ИКТ Информатизация – организованный социально- экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан и организаций на использование информационных ресурсов с использованием новых информационных технологий. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться.
Создание собственного рабочего пространства библиотекаря с применением ИКТ В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования» (проект ИСО), рассчитанный на 5 лет. Он реализуется Национальным фондом подготовки кадров – некоммерческой организацией, созданной по решению Правительства РФ для выполнения масштабных проектов в сфере образования. Цель проекта – создание условий для информатизации школ, системного внедрения и ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство.
Главная задача школьной библиотеки: «Обеспечение участникам общеобразовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОУ на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях». «Примерное положение о библиотеке ОУ», 2004 год
Структура фонда библиотеки бумажные источники информации (книги, газеты, журналы); электронные документы; документы, записанные на видео-, аудио-носителях.
комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях; пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; осуществление размещения, организации и сохранности всех этих документов; организация и ведение каталогов, картотек, в том числе и электронного каталога, как печатных источников, так и источников на электронных носителях; помощь педагогам, обучающимся добывать информацию, как из традиционных источников, так и из любого электронного источника. Функции современной школьной библиотеки
Медиатека «…Медиацентры могут создаваться, как правило, на базе библиотек…» Письмо Министерства образования РФ «О создании медиацентров ОУ» (от /11) «Положение о школьной медиатеке» «Медиатека! Как создать в школе медиатеку»/ методическое пособие Е.П. Ястребцевой, Информатика и образование,
ИКТ- компетенция библиотекаря: умение организовать свое компьютеризированное рабочее место (иметь представление об основных элементах компьютера, работа с принтером и сканером, организация удобной файловой структуры, прикладное программное обеспечение - Word, Excel, Power Point, Publisher, Fine Reader); владение знаниями по различным электронным источникам информации (электронные печатные издания, энциклопедии, справочники, базы данных, периодические издания и т.д.); владение программами специального назначения (ИРБИС, фирма 1С «Библиотека», «Аверс: Школьная библиотека», АИБС МАРК-SQL); умение использовать в своей деятельности Интернет технологии.
ИКТ в школьных библиотеках позволяет: Для обучающихся и педагогов: повысить интерес к работе библиотеки; повысить интерес к поиску знаний; повысить информационную культуру.
ИКТ в школьных библиотеках позволяет: Для библиотекарей: решить существующие многие годы проблемы с отсутствием нужной литературы в фондах благодаря использованию сети Интернет и электронных носителей информации; автоматизировать нелёгкий труд благодаря внедрению АИБС, программы МАRK SQL внедрить новые интересные формы работы с читателями (расширение временных и пространственных рамок библиотеки, разработка новых форм информирования, представления информации, повышение оперативности ее поиска и т.д.); своевременно комплектовать фонды библиотек необходимыми изданиями; расширять видовой состав фонда за счет приобретения современных носителей информации;
ИКТ в школьных библиотеках позволяет: Для библиотекарей: повысить информационную грамотность, уровень профессиональной компетенции библиотекаря; формировать специальные знания и умения в области информационного самообслуживания; повысить результативность, яркость, зрелищность, легкость восприятия мероприятий, проводимых библиотекарем с помощью средств ИКТ (библиотечно-библиографические уроки, вечера, гостиные, музыкально-литературные композиции и.т.д.); работать над мультимедийными проектами (виртуальная книжная выставка, электронный рекламный указатель и т.д.)
Что мешает библиотеке? недооценка роли библиотеки (и библиотекаря) администрациями школ в создании информационного пространства школы; отсутствие гарантированного финансирования, а значит и комплектования школьной библиотеки, как книгами, так и периодическими изданиями; нехватка времени, увеличение нагрузки, низкая зарплата и т.д.
Информатизация в школьной библиотеке
Приоритетная цель - создание системы информационно- библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей конституционные права граждан на свободный доступ к информации Из Концепции библиотечного дела Российской Федерации на период до 2015 года, принятой на заседании коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ г.
В Послании экс-президента В. Путина Федеральному собранию РФ, 26 апреля 2007 года, поставлена задача: руководителям региональной и муниципальной власти «позаботиться об укреплении местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в том числе школьных. Они должны быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром»