Образовательные системы начальной школы Система развивающего обучения Л.В. Занкова ©Журавлёва Л.А., ЗД по УВР МОУ СОШ 2 г.Пошехонье, 2010г.
Леонид Владимирович Занков ( ) Выдающийся российский психолог, дефектолог, педагог, доктор педагогических наук, профессор, член АПН РСФСР и СССР, заслуженный деятель науки, награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Дидактические принципы Содержание образования Формы организации учебной работы Система изучения успешности обучения и развития школьника Цель обучения Задачи обучения Обязательный признак системы - целостность
Оптимальное общее развитие каждого ребенка: целостное развитие ребенка - его интеллекта, воли, чувств, эмоционально- нравственной сферы при сохранении здоровья школьников Цель обучения:
Основная идея системы Личностно ориентированный подход создает условия, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной творческой деятельности, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и ее саморазвитию
Дидактические принципы Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности Ведущая роль теоретических знаний Принцип осознания процесса учения Быстрый темп прохождения учебного материала Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых
Целостность учебного процесса Процессуальность Многогранность Вариантность Коллизии
Особенности урока в системе Занкова Особая доверительная атмосфера обучения Организация коллективного поиска решения проблемы Меняется роль педагога – он лишь тактично помогает детям в поиске, направляя их на нужный путь, Ученикам дано право не соглашаться с мнением учителя и одноклассников, спорить, отстаивать и аргументировать свое мнение «Ошибка – находка учителя» Создаются условия для самостоятельного добывания детьми знаний
Структура урока Постановка проблемы Коллективный поиск решения «Открытие нового знания» Отработка навыка «Вариации» на тему изучаемой проблемы
Учебная деятельность Открытие нового знания через коллизию (проблемную ситуацию) Основные формы проведения урока – диалог, полилог, дискуссия Индивидуальные, групповые, фронтальные способы решения учебной задачи Организация на уроке поисковой, исследовательской деятельности при взаимодействии с учителем, классом
Содержание образования Строится с опорой на «три кита» Цель – общее развитие каждого ребенка Учет особенностей обучаемых Образовательные стандарты Представлено УМК Отличается - интеграцией - богатством - объемом - изменением удельного веса между предметами
Структура содержания учебников В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса: Первый этап – система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения – понятия, правила, действия Второй этап – сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебниках определениями, правилами, описаниями действий. Третий этап – применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления и во взаимосвязи с ранее изученным
УМК в системе Л.В.Занкова гг. – издан полный комплект нового ( второго) поколения пробных учебников для трехлетней начальной школы гг. – вышел полный УМК стабильных учебников для общеобразовательной трехлетней начальной школы гг. – Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ утвердил УМК по всем учебным предметам для 4-хлетней начальной школы г. – победителями конкурса по созданию учебников нового поколения стали УМК для 5-6 классов по русскому языку, математике, природоведению.
Уровни результативности системы Л.В. Занкова Уровень непосредственных наблюдений за участниками педагогического процесса без применения специальных методик Уровень более глубокого, детального изучения результативности с применением специальных приемов, заданий
Оценка достижений обучающихся в системе Л.В.Занкова Осуществляется по 4 уровням, которые устанавливаются тремя способами Подсчет количественных показателей Описание качественных показателей – критериев оценки, которые раскрывают структуру деятельности, ее содержание Описание использованной ребенком помощи со стороны учителя или класса (уровень самостоятельности): от стимулирующей и направляющей до конкретной, прямой
Значение системы развивающего обучения Л.В. Занкова 1993 г. – создание Федерального научно- методического центра им. Л.В. Занкова (ФНМЦ) Система признана в России и за ее пределами (Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдова, США, Израиль, Австралия) Открыты центры ФНМЦ в регионах Очная переподготовка педагогов в Москве Издание журнала «Практика образования» Издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров»
Готова ли система Л.В. Занкова к работе по стандартам второго поколения? «Система общего развития ребенка Л. В. Занкова вступила в XXI век подготовленной к вызову времени и требованиям образования»