Участие общественности в трансграничном водном сотрудничестве в Молдове Илья Тромбицкий Международная экологическая ассоциация хранителей реки Днестр Eco-TIRAS,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Законодательная база для участия общественности на Украине О Орхусская конвенция Закон Украины «Об обращении граждан» Закон Украины «Об экологической экспертизе»
Advertisements

Участие общественности в принятии решений в сфере управления ресурсами в бассейне Днестра Илья Тромбицкий Международная экологическая ассоциация хранителей.
1 РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОРХУС-ЦЕНТР КОДИР БОТУРОВ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ.
Участие общественности в международных форумах на примере Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию (МКУР) Байдакова Наталья, Начальник информационно-
Субрегиональное совещание стран Европы и СНГ: 7-8 марта 2007 г., Стамбул, Турция Сессия 6 – Усиление координации ГЭФ в стране, обмен информацией и помощь.
Разработка программы управления бассейном озера Дрисвяты/ Druksiai Подготовительная фаза проекта.
Возможности гражданского общества для укрепления сотрудничества в сфере содействия международному развитию Ольга Понизова «Эко-Согласие»
Современная ситуация с участием общественности в реформировании сектора ВиК : международная и региональная практика Слесарёнок Светлана, НПО «МАМА - 86»,
Участие общественности в Программе ПРООН – ГЭФ экологического оздоровления бассейна реки Днепр Авторы презентации: Елена Дронова – координатор проектов.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
1. Формы диалогового взаимодействия в реализации Орхусской конвенции Владимир Борисов, Судья Верховного Суда Республики Казахстан Женева 2014 г.
ОПЫТ ТУРЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЭФ Проф. Док. Хасан З.Сарикая Помощник министра, Министерство охраны природы и лесного хозяйства.
Преодоление бедности через рациональное природопользование Статс-секретарь ГАООСиЛХ Кыргызской Республики Чынгожоев А.Т.
Р ЕАЛИЗАЦИЯ О РХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ студентка 4 курса, ЭФ Еременко Алеся Леонидовна.
Сотрудничество Стран ЦА и ЕС для Устойчивого Развития ЦА.
Могилюк Светлана, Председатель Экофорума НПО РК, председатель ОО «ЭКОМ»
Проект Управления бассейнами рек Нура-Ишим DFIDКВР Управление международного развитияКомитет по водным ресурсам КАЗГИПРОВОДХОЗ Проект Управления Водными.
Концепция Орхусских центров Нейтральная площадка, привлекающая экспертов и все заинтересованные стороны: общественность, бизнес и государственные органы.
Равенство в законодательстве: опыт Республики Молдова Людмила Боргула, Депутат Парламента Республики Молдова.
Анализ регуляторного влияния и устойчивое развитие бизнеса Юрий Юрченко – к.э.н., консультант Центр коммерческого права
Транксрипт:

Участие общественности в трансграничном водном сотрудничестве в Молдове Илья Тромбицкий Международная экологическая ассоциация хранителей реки Днестр Eco-TIRAS, Кишинев

Юридические рамки участия общественности в трансграничном водном сотрудничестве в Молдове - Орхусская конвенция (с 2001г.); - Хельсинкская водная конвенция (с 1993г.); - Закон о доступе к информации (2000г.). - Концепция водной политики (юридически необязательный документ, утвержденный постановлением парламента (2003г.) – предусматривает некоторое вовлечение заинтересованных лиц и общественности, но не на трансграничном уровне. - В национальном законодательстве никаких указаний на участие общественности в решениях по трансграничным водам нет.

Основные законодательные акты, регулирующие деятельность неправительственных организаций (НПО) в Молдове Конституция (1994); Гражданский кодекс (2002); Закон об общественных объединениях (1996); Закон о фондах (1999); Закон об охране окружающей среды (1993).

НПО и среда, в которой они находятся Число НПО в Молдове – около 3200, из них в сфере экологии действуют около 300 (9%). НПО могут быть национальными, международными и местными. Законодательство в Молдове достаточно либерально и не создает препятствий при создании и функционировании НПО. Практика применения законодательства такая же.

Примеры вовлечения НПО в формирование экологической политики в отношении Днестра Сферы деятельности НПО: -Сохранение биоразнообразия (оценка состояния и разработка Концепции создания национальной экологической сети) -Обоснование Рамсарского сайта в низовьях Днестра; -Разработка менеджмент-планов для водоохранных зон; -Обоснование создания национального парка «Нижний Днестр»; -Развитие экосетей местного значения; -Мониторинг качества воды и илов; -Экологическое воспитание и исследования; -Кампании против непродуманных проектов.

Внедрение подхода по привлечению заинтересованных лиц и общественности Организованы три крупных международных конференции с привлечением политиков, ученых, водопользователей и НПО бассейна по проблемам экологии бассейна Днестра: 1998 (Biotica) 1999 (Biotica) 2004 (Eco-TIRAS) 1999 – Draft of the Dniester River Convention to apply the IWRM to the river basin is proposed.

Институционализация сети эко- НПО бассейна Днестра Международная экологическая ассоциация хранителей реки Eco-TIRAS учреждена в 1999 году группой молдавских и украинских НПО и зарегистрирована как международная ассоциация НПО днестровского бассейна в 2000 году. В настоящее время объединяет 46 НПО. В 2003 году в рамках 5-й Панъевропейской Конференции «Окружающая среда для Европы» Эко-ТИРАС организовал презентацию проекта Днестровской конвенции. В 2004 году была организована Международная конференция «Интегрированное управление природными ресурсами трансграничного бассейна Днестра», в которой приняли участие 160 человек. Также в 2004 году Eco-TIRAS организовал 2-й Форум НПО Днестра. Информация на сайте:

Роль местных НПО вдоль Днестра Существует множество местных НПО вдоль Днестра, работающих по проблемам экологического образования и воспитания, разрабатывающих совместно с местными властями местные планы действий, развивающих эко- и агротуризм и продвигающих концепцию устойчивого развития.

НПО в Приднестровье С 2000 года началось развитие экологических НПО в Приднестровье. В настоящее время их 15. На их основе действуют 5 ресурсных центров экологических НПО, имеющих доступ к Интернету и библиотеки. Все эко-НПО Приднестровья – члены Эко-ТИРАСа. В 2001 НПО «Эко-Днестр» из Тирасполя организовало международную конференцию «Геоэкологические и биоэкологические проблемы Северо-Западного Причерноморья». В сентябре 2005 года будет проведена вторая подобная конференция.

Трансграничное сотрудничество эко-НПО Сотрудничество молдавских и украинских эко-НПО носит постоянный характер и относится в первую очередь к лоббированию общественно-полезных интересов, касающихся состояния Днестра.

ПРИОРИТЕТЫ ДЛЯ ДНЕСТРА (из Резолюции Второго Днестровского Форума НПО, 2004) Модернизация юридических и институциональных рамок трансграничного сотрудничества по бассейну Днестра на основе Рамочной Водной Директивы ЕС И Хельсинкской Водной конвенции; Создание Днестровского Речного Форума заинтересованных лиц в качестве консультативного органа Речной Комиссии; Разработка и принятие Стратегического плана действий по Днестру; Создание базы данных по экологическому состоянию Днестра; Координация между Украиной и Молдовой планов использования природных ресурсов; Создание Экологической сети бассейна Днестра; Развитие Сети охраняемых территорий днестровского бассейна; Учреждение национальных парков в обоих государствах для сохранения водно- болотных угодий низовьев; Создание совместных трансграничных рамсарских сайтов и биосферных резерватов под двусторонним управлением; Вовлечение НПО и местных властей в планирование и управление бассейном Днестра; Усиление сообщества НПО бассейна реки.

Институциональные приготовления к участию общественности в управлении водами В Молдове лишь госконцерн Apele Moldovei вовлечен в управление водами. Участие общественности не отражено в этой деятельности. Вебсайта нет. Эту ситуацию следует изменить для вовлечения других заинтересованных лиц государства, водопользователей и НПО.

Уровень вовлеченности общественности и других заинтересованных лиц в управление трансграничными водами Некоторое вовлечение других госструктур, таких как Минэкологии, Гидрометео, Санэпид периодически имеет место во время встреч Уполномоченных. Общественность не ставится в известность о встречах и их результатах. Уполномоченные не создали никаких механизмов информирования общественности.

Процедуры вовлечения и информирования общественности и заинтересованных лиц в управление трансграничными водами в Молдове На самом деле, процедуры вовлечения не установлены. Ежегодные отчеты о состоянии окружающей среды создаются Национальным институтом экологии Минэкологии. Спорадически публикуются брошюры и бюллетени (как Минэкологии, так и НПО). Материалы научных конференций, инициированных НПО и научными учреждениями

В Молдове имеются некоторые инструменты и механизмы участия и информирования общественности: Публикации, рассыки по е-листам, информационные центры Слабее развит институт консультаций – комментарии, интервью, публичные слушания, дискуссии, круглые столы onsultations – comments, interviews, public hearings etc. – less developed При этом: Совместное принятие решений (референдумы, общественные советы и структуры в органах власти) развито слабо, часто существует лишь на бумаге Независимое принятие решений водопользователями – покак не развито Речные форумы НПО – проводятся, но редко Речные форумы всех заинтересованных лиц – не проводятся

Необходимые изменения, требуемые для обеспечения вовлечения общественности и заинтересованных лиц в Молдове по трансграничным водам Включение вопросов участия и прописывание механизмов на национальном и двустороеннем уровнях Доступ к информации (текущая информация о состоянии реки должна стать доступной общественности) Действия по ознакомлению общественности должны стать систематическими (ныне они спорадичны и редки) Отсутствие бассейнового подхода на национальном и трансграничном уровнях должно смениться его применением От консультирования к участию Не воспринимать общественность на примитивном уровне – информировать, включая доступ к первичным цифрам Ликвидация монополии управления водными ресурсами одним ведомством

Политика, стратегии и действия Информация о состоянии реки и воды должна быть открыта и доступна каждому через Интернет и другие ресурсы. Речная комиссия должна обеспечить доступность собственной информации. Необходима разработка GIS для бассейна. Должны быть развиты вебсайты профильных ведомств и речной комиссии. Вопрос о доступе к первичным данным по гидрологии, качеству и количеству воды должен быть решен в духе Орхусской конвенции. Ассоциации НПО должны получить доступ к информации и быть вовлечены в межправительственные структуры управления бассейном реки. Это может быть достигнуто путем юридического закрепления.