Работа Мамонтовой Марии и Смирновой Ксении,. Цели исследования: выяснить, кто такие русалки понять, что в образе русалки так привлекает писателей и художников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое лукоморье?. Русалка. Русалка персонаж восточнославянской мифологии. Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке,
Advertisements

Славянские боги, герои, обычаи. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там.
Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Разработана учителем начальных.
Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма ! А. С. Пушкин Подготовила –учитель русского языка и литературы, мировой литературы, Исаева И.Н.
Презентация к уроку литературы (5 класс) по теме: У лукоморья дуб зеленый
А.С. Пушкин Пролог к поэме «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Лебедева Нина Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Усть-Уйская сош» Целинного района Курганской.
. Призентация Комаровой Виктории. РУСАЛКИ В сказках и легендах многих народов, занимавшихся мореплаванием (в том числе, и у новгородских славян), часто.
Презентация к уроку (литература, 5 класс) на тему: Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"
Образы водной стихии в несказочной прозе Астраханского края и культ воды в обрядовых фольклорных действиях.
Презентация к уроку литературного чтения в 7 классе Антонова Е. А. МСКОУ « Специальная ( коррекционная ) школа - интернат VII-VIII вида » г. о. Электросталь.
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках: происхождение, становление, развитие» Выполнила: Косикина Анна ученица 6 б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О.
Выполнила: Жегалова Ульяна 6 «Б» класс Руководитель: Дорофеева Е.В.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Автор проекта: Кондратьева Галина Петровна школьный библиотекарь МОУ СОШ 4 П. Чегдомын ПРОЕКТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (4 КЛАСС)
Образ русалки в русской поэзии XIX и XX веков. Этимология слова «русалка» 1. Название «русалка» старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по.
Задания для организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке, посвященном изучению русской литературы Рыжова Е. 5 РУСА.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Презентация по теме : "Н.А. Римский -Корсаков-композитор -сказочник."
(А.С. Пушкин) Подготовила: учитель русского языка и литературы Демидова М.А.
Транксрипт:

Работа Мамонтовой Марии и Смирновой Ксении,

Цели исследования: выяснить, кто такие русалки понять, что в образе русалки так привлекает писателей и художников показать, как произведения литературы и искусства закладывают в нашем представлении стандартный образ русалки доказать, что А.С.Пушкин был прав, рисуя в прологе поэмы «Руслан и Людмила» русалку, сидящей на ветвях

План работы Поиск информации Подбор иллюстративного материала Анкетирование и обработка результатов Выводы Создание презентации

Русалка… Красивая девушка с длинными волосами и рыбьим хвостом

Андерсеновская русалочка украшает бухту Копенгагена Андерсеновская русалочка украшает бухту Копенгагена

Русалка с мечом в руке изображена на гербе Варшавы

И.Н.Крамской создал свою картину «Русалки» на сюжет повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».

На картине И.Репина «Садко» новгородский купец выбирает среди дочерей морского царя свою суженую

М. Антокольского привлекла «Русалка» А.С. Пушкина

«Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…»

В славянской мифологии русалки – красивые нагие девушки с распущенными зелеными или русыми волосами

Берегини Мавки, фараонки Омутницы, водяницы, болотницы Щекотухи, лоскотухи

БЕРЕГИНИ Предшественницы русалок. Название произошло от слова оберегать, помогать странствующему, терпящему бедствие. Образ берегини можно встретить в произведениях народного искусства, начиная с XI века.

МАВКИ и ФАРАОНКИ Мавки (навии) представляют злые души мертвых. Название «фараонка» связано с легендой о «фараоновом войске», утонувшем в Черном море и превратившемся в полулюдей-полурыб.

ВОДЯНИЦЫ БОЛОТНИЦЫ ОМУТНИЦЫ Названия этих русалок связаны с местом их обитания К. Васильев «Русалка»

ЩЕКОТУХИ ( ЛОСКОТУХИ ) «Лоскотать» означает и «болтать», «трещать», и «щекотать». Лоскотухи – русалки, которые «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек. Это название характерно для южных, юго-западных районов России.

Сразу после Троицы - русальная неделя зеленые святки М. Ольшанский «Русалки»

ЗАЩИТА ОТ РУСАЛКИ - Полынь или петрушка? - Полынь! - Брось её под тын! - Петрушка! - Ах, ты моя душка!

ПРОВОДЫ РУСАЛКИ Этот обряд символизировал проводы весны, прощание с ней. После него русалки покидали поля и леса и возвращались в воду

Итак, мы выяснили… Восточно-европейские русалки – это красивые девушки с распущенными волосами, и рыбьего хвоста у них нет Художники остаются в плену своих представлений, полученных под влиянием зарубежных источников искусства, ведь западно-европейские русалки имеют рыбьи хвосты Такая русалка кажется более таинственной, сказочной, поэтому она украшает книгу

С. Ковалев, 2002 П. Оринянский, 1992 Иллюстрации к прологу поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Кто такие русалки и как они выглядят? В анкетировании участвовали 391 учащийся МОУ лицея % учащихся ответили, что русалки – это мифологические существа.

«Русалка на ветвях сидит…» Почему?

Наши выводы: 1.Специалистами восточно-славянской этнологии и фольклористики доказано, что в славянской мифологии русалки – это красивые девушки с распущенными волосами 2.А.С. Пушкин, как истинный знаток русского фольклора, не случайно изобразил русалку, сидящей на дереве 3.В литературе и искусстве в основном получил распространение стандартный, однотипный образ русалки с рыбьим хвостом, не исключением является и книжная иллюстрация 4.Писателей и художников в образе такой русалки привлекает сочетание таинственности и красоты, поэтичности и трагизма, любви и смерти 5.Данный образ-стандарт закрепляется в представлении современного русского человека уже с начальной школы, в первую очередь под влиянием книжных иллюстраций к различным сказкам, в том числе и к сказкам и поэмам А.С. Пушкина

Литература: Дорожкин Н. Не водись с русалками // Наука и религия. – – С Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Любое издание Кайсаров А.С. И др. Мифы древних славян. Велесова книга. – Саратов: «Надежда», – 320 с.: Коринский А. Народная Русь. – Смоленск: «Русич», – 656 с. Пивень М. Русалки // Юный художник. – – С Юдин А. Русская традиционная народная духовность. – М.: Интерпракс, – 400 с.