Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева
«Герой нашего времени» «Герой нашего времени» для многих оставался доныне тайною и останется для них тайною навсегда! «Герой нашего времени» для многих оставался доныне тайною и останется для них тайною навсегда! В.Г.Белинский. В.Г.Белинский.
Цель работы: Определить, к какому художественному методу тяготеет роман «Герой нашего времени» и как в нем взаимодействуют романтизм и реализм. Определить, к какому художественному методу тяготеет роман «Герой нашего времени» и как в нем взаимодействуют романтизм и реализм.
Задачи: Изучить литературу по данному вопросу. Изучить литературу по данному вопросу. Отобрать материал для анализа и доказательства мысли. Отобрать материал для анализа и доказательства мысли. Сравнить романтизм и реализм как различные художественные методы. Сравнить романтизм и реализм как различные художественные методы. Проанализировать отобранные эпизоды и образы из произведения. Проанализировать отобранные эпизоды и образы из произведения. Сделать вывод. Сделать вывод.
Романтизм и реализм как художественные методы. Романтизм-это стремление «пересоздать» жизнь (как бы вновь ее сотворить). Автор- романтик пересоздает жизнь в соответствии со своими идеалами, чувствами, дает жизнь не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какая она ему кажется, какой ему хотелось бы ее видеть. Романтизм-это стремление «пересоздать» жизнь (как бы вновь ее сотворить). Автор- романтик пересоздает жизнь в соответствии со своими идеалами, чувствами, дает жизнь не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какая она ему кажется, какой ему хотелось бы ее видеть.
Реализм-это реальное осмысление и описание жизненной правды. Реализм-это реальное осмысление и описание жизненной правды. Реалисты отстаивали свои идеалы, показывая те отрицательные явления в жизни, которые мешали этим идеалам осуществиться, чтобы вызвать у читателей стремление бороться со всем отрицательным в жизни. В этих произведениях основное значение имело критическое изображение жизни. Реалисты отстаивали свои идеалы, показывая те отрицательные явления в жизни, которые мешали этим идеалам осуществиться, чтобы вызвать у читателей стремление бороться со всем отрицательным в жизни. В этих произведениях основное значение имело критическое изображение жизни.
Белинский указывал на разницу между реализмом и романтизмом, называя их соответственно идеальной и реальной поэзией. Поэт или пересоздает жизнь по своему идеалу, зависящему от его отношения к миру, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям его действительности. Белинский указывал на разницу между реализмом и романтизмом, называя их соответственно идеальной и реальной поэзией. Поэт или пересоздает жизнь по своему идеалу, зависящему от его отношения к миру, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям его действительности.
Развитие реализма в романе Лермонтов романе возвращается к «исповеди»- это исповедь Печорина, высказанная как в форме дневника и записок, так и форме прямых признаний другому лицу- таков рассказ Печорина о себе Максиму Максимычу в «Бэле». Лермонтов романе возвращается к «исповеди»- это исповедь Печорина, высказанная как в форме дневника и записок, так и форме прямых признаний другому лицу- таков рассказ Печорина о себе Максиму Максимычу в «Бэле». Сложные приемы построения повествования нужны ему потому, что он хочет дать в своем романе обобщенную объективную историю своего современника. Сложные приемы построения повествования нужны ему потому, что он хочет дать в своем романе обобщенную объективную историю своего современника.
Лермонтов в описании природы также преодолевает романтическую манеру письма, показав новое завоевание реалистического искусства. Лермонтов в описании природы также преодолевает романтическую манеру письма, показав новое завоевание реалистического искусства. Показывая в романе определяющее значение среды и обстоятельств для формирования характеров, Лермонтов в образе главного персонажа сосредоточивает внимание на противостоянии им. Показывая в романе определяющее значение среды и обстоятельств для формирования характеров, Лермонтов в образе главного персонажа сосредоточивает внимание на противостоянии им.
В.Г.Белинский о романе: «Лермонтов создал произведение, которое по своей структуре, форме и языку является образцом реалистической прозы. Лермонтов написал правдивый по краскам и верный до полного сходства портрет современника.» «Лермонтов создал произведение, которое по своей структуре, форме и языку является образцом реалистической прозы. Лермонтов написал правдивый по краскам и верный до полного сходства портрет современника.»
Элементы романтизма в романе. Лермонтов делает акцент на экзотичности и экстремальности ситуаций, в которых оказывается Печорин, объясняя их проявлением романтического метода. Лермонтов делает акцент на экзотичности и экстремальности ситуаций, в которых оказывается Печорин, объясняя их проявлением романтического метода. Главная истинно романтическая проблема, поставленная Лермонтовым в романе,- проблема свободы. Главная истинно романтическая проблема, поставленная Лермонтовым в романе,- проблема свободы. Главный герой независим ни от кого. Главный герой независим ни от кого.
Характер героя раскрывается также и в романтических ситуациях. Характер героя раскрывается также и в романтических ситуациях. Неповторимость и притягательность образа Печорина в том, что он похож на романтических злодея и страдальца одновременно. Он напоминает героев романтических произведений загадочностью, одиночеством и необычайной силой характера. Неповторимость и притягательность образа Печорина в том, что он похож на романтических злодея и страдальца одновременно. Он напоминает героев романтических произведений загадочностью, одиночеством и необычайной силой характера.
Заключение Можно с полным основанием говорить, что в романе Лермонтова совершается синтез романтизма и реализма. Можно с полным основанием говорить, что в романе Лермонтова совершается синтез романтизма и реализма. Противоположности, представляющиеся несовместимыми, оказываются способными соединится. Смысл изображаемого рождается в единстве двух точек зрения. Лермонтов открыл наиболее подходящий для русской жизни и характера способ изображения, для которого бы подошло название романтический реализм. Противоположности, представляющиеся несовместимыми, оказываются способными соединится. Смысл изображаемого рождается в единстве двух точек зрения. Лермонтов открыл наиболее подходящий для русской жизни и характера способ изображения, для которого бы подошло название романтический реализм.