Формирование культурно-географической компетентности учащихся при изучении курса «География России»
Готовность и способность применять совокупность личностных качеств (знаний, умений, ценностей, опыта и др.) для решения учебных и реальных жизненных проблем в стандартной и нестандартной ситуациях
Наполнение понятия «компетентность» культурно- географическим содержанием. Выпускники основной школы должны владеть следующим содержанием культурологической направленности: национальные традиции и обычаи как составная часть этнографической культуры; культурно-исторические особенности народов; взаимосвязи между размещением населения, хозяйством и природными условиями на конкретных территориях; влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу и влияние природы на хозяйственную деятельность и быт людей
Самоидентификация в геокультурном пространстве Понимание и оценивание геокультурного пространства Самореализация в геокультурном пространстве
Опора на личный опыт Создание целостного образа объекта, процесса или явления Самопрезентирующий диалог Наблюдения, составление описаний, Проект-погружение www. geo. 1september.ru. Я иду на урок географии Н. Маерова. Пространства России //География В. Каганский. Россия. //География
Осознание сущности объектов, явлений и процессов Осмысление сущности объектов, явлений и процессов Критический, смыслопоисковый, конфликтный диалог Задания на осознание и осмысление Исследовательский проект www. geo. 1september.ru. Я иду на урок географии Ю. Гладкий. Россия: природа против либеральной экономики //География – 2007.
Влияние климата России на ее освоение и развитие Высокая себестоимость продукции Лесная зона Проблемное сельское хозяйство Барщинно- крепостническая система в Черноземье Освоение окраин: «сибирские русские» Отопление, ускоренный износ техники, строений Весенние половодья, распутица Русский характер Дерево – строительный материал
Творческое созидание Творческие задания Творческий проект www. geo. 1september.ru. Я иду на урок географии Д.В. Заяц. По субъектам Федерации //География. – 2007 – 2008.
Низкий Принимает цели, мотивы, план деятельности от учителя; демонстрирует знание фактов; воспроизводит по образцу. Низкий уровень коммуникативной деятельности Средний Может сформулировать цель работы на основе имеющихся данных, выделить частные цели из общей, с помощью учителя разработать план действий по достижению цели, определить условия ее достижения, применить знания в знакомой ситуации. Умеет устанавливать причинно-следственные связи, оперировать обобщениями в знакомой ситуации. Проявляет склонность к сотрудничеству, взаимопомощи. Средний уровень коммуникативной деятельности Высокий Применяет знания и умения в новой ситуации для «добывания» новых знаний. Самостоятельно ставит проблему, разрабатывает план своей деятельности, оценивает различные варианты решения, выбирает наиболее оптимальные, объясняет свой выбор. Быстро включается в совместную деятельность, стремится к ней для претворения решений в жизнь. Высокий уровень коммуникативной деятельности