Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Задачи урока 1. Знать определение, отличительные признаки сложного бессоюзного предложения. 2. Уметь выделять сложное бессоюзное предложение по совокупности признаков: определять смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного; обосновать выбор знака препинания на основе смысловых отношений.
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Расставьте ударения бензопровод, вербовщик, избалованный, засоренный безудержный, без умолку, блокировать, знамения откупорить, ходатайство, намерение, принудить.
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Укажите наиболее точное определение БСП: 1. это такое сложное предложение, части которого соединяются интонацией. 2. это такое сложное предложение, в котором части соединены только смыслом и интонацией, а союзы и союзные слова не используются. 3. это такое сложное предложение, в котором части соединяются без помощи союзов и союзных слов.
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Среди данных предложений найдите БСП. Свой выбор обоснуйте. 1. Луны на небе не было она в ту пору поздно всходила. (И.Тургенев) 2. Облако пройдёт озеро опять заблестит. (Н.Некрасов) 3. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М.Горький) 4. В его походке я заметил перемену он хромал немного. (Н.Павлов) 5. Всё лицо походка взгляд голос вдруг изменилось в ней. (Л.Толстой)
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Запятая смысловые отношения между частями: последовательность; перечисление; одновременность. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (А.Плещеев)
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Точка с запятой части далеки по смыслу; содержат собственные знаки. Ремнем затянут ловкий стан; оправа сабли и кинжала блестит на солнце; за спиной ружье с насечкой вырезной. (М.Лермонтов)
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Двоеточие. Подберите примеры к данным условиям. Смысловые отношения между частями: причина; пояснение; дополнение. 1. Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло. (А.Пушкин) 2. Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову: с лесных болот большими стаями летели дикие утки. (К.Паустовский) 3. Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. (А.Блок)
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Тире Смысловые отношения между частями: противопоставление; неожиданное присоединение; вывод, результат, следствие; условие; время; сравнение.
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Обоснуйте постановку тире в БСП 1. Пашню пашут – руками не машут. (Пословица) 2. На дворе палил зной – в доме было прохладно. (И.Бунин) 3. Молвит слово – соловей поёт. (М.Лермонтов) 4. Игнат спустил курок – ружьё дало осечку. (А.Чехов) 5. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (И.Никитин) 6. Солнце дымное встаёт – будет день горячий. (А.Твардовский)
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Из простых предложений составить два бессоюзных с двоеточием и тире. Образец: Мы решили остаться дома. На улице сильный ветер. 1. Мы решили остаться дома: на улице сильный ветер. 2. На улице сильный ветер – мы решили остаться дома.
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова 1.Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 2.Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться. 3.Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 4.Я стал прислушиваться. Возле дома раздавались чьи – то шаги. 5.Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 6.Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Расставьте знаки препинания и объясните их. 1. Знание возбуждает любовь чем больше знакомишься с наукой тем больше любишь её. 2. Раздался выстрел зверь продолжал бежать. 3. Над Герасимом однако глумиться не решались он шуток не любил. 4. Биться в одиночку жизни не перевернуть. 5. Да недобрый день задался ему ходят мимо баре богатые в его лавку не заглядывают.
Холманских О.В. МОУ СОШ 8 г.Кирова Проверь себя… 1. Отряд как бы проснулся в рядах послышался говор движение смех. 2. Настоящий писатель это то же что древний пророк он видит яснее чем обычные люди. (Ч.) 3. Слово отражает мысль непонятна мысль непонятно и слово. (В.Б.) 4. У альпинистов есть золотое правило нельзя терять высоту. (В.С.) 5. Место открытое снега нет поверх мостовой намерз черный от разрывов лёд. (К.С.) 6. Лучше вспашешь больше хлеба возьмёшь. (П.) 7. Мысль и творчество отнюдь не враждебны друг другу мысль есть главный и неизбежный фактор всех человеческих действий творчество же есть воплощение мысли в живых образах или в ясном логическом изложении. (С.-Щ.)
Автор работы: Холманских Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 8 г.Кирова