Сорокина Г.А., учитель информатики МОУ «Батуринская СОШ», Томский район Районный семинар г. п. Зональный ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Информационная культура – это: владение методами и способами получения информации, её переработки и использования; совокупность качеств, отражающих знания и представления об информационных процессах в окружающем мире; владение информационными средствами; владение компьютерной грамотностью;
умение вести поиск информации; использование и оценка информации; владение технологиями компьютерных коммуникаций; умение осваивать и использовать возможности информационных технологий во всех сферах деятельности. Информационная культура – это:
Приоритет начального общего образования: (из ФГОС второго поколения) Формирование умения учиться Создание условий для реализации потенциальных возможностей Обеспечение личностного роста
Модель выпускника начальной ступени обучения (из ФГОС второго поколения) Проявляет инициативу и творчество Обладает жизненной и нравственной культурой Осознает ценности образования
Образовательное пространство младшего школьника (из ФГОС второго поколения) Учебное сотрудничество в поиске информации Умение задавать «умные вопросы» Организация совместного действия Освоение форм оценивания результата полидеятельность Опробывание своих способностей Получение результата
Проект (от лат. projectus, букв. – брошенный вперёд) : 1) Совокупность документов (расчётов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Основа метода проектов: стимулирование интереса ребят к определенным проблемам; владение определенной суммой знаний; показать практическое применение полученных знаний; показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях; получить реальный и ощутимый результат.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где и как я могу эти знания применить». Метод проектов предполагает развитие: познавательных навыков учащихся ; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; критического мышления.
Цель проектной деятельности понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Обучение планированию Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов Умение анализировать Умение составлять письменный отчёт Формировать позитивное отношение к работе Задачи проектной деятельности:
Принципы организации проектной деятельности Проект должен быть посильным для выполнения Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов Вести подготовку учащихся к выполнению проектов Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов Каждый учащийся должен чётко показать свой вклад в выполнение проекта и получить индивидуальную оценку (для групповых проектов) Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме
Важные факторы проектной деятельности Повышение мотивации учащихся при решении задач Развитие творческих способностей Смещение акцента от инструментального подхода в решении к технологическому Формирование чувства ответственности Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися
Типология проектов (критерии): доминирующие в проекте виды деятельности и вид конечного продукта предметно содержательная область проекта характер координации проекта характер контактов в проекте количество участников проекта соотнесённость с учебником длительность проекта
Количество участников проекта: индивидуальные проекты, парные проекты групповые проекты Характер контактов в проекте: внутренние проекты, региональные проекты, международные проекты. Предметно-содержательная область проекта: моно- проекты, межпредметные проекты Доминирующие в проекте виды деятельности и вид конечного продукта: проекты – опросы; информационно - исследовательские проекты; организационно- игровые проекты (пьесы, интервью, радиопередачи), практико- ориентированные проекты
Длительность проекта: краткосрочные (до 1 месяца) средней длительности (1-2 месяцев) долгосрочные (до 1 года) Соотнесённость с учебником: с ориентацией на материал учебника, без учебника Степень участия учителя: с явной координацией со стороны учителя, со скрытой координацией
Общие подходы к структурированию проекта Планирование проекта Аналитический этап Этап обобщения информации Этап представления полученных результатов работы над проектом
Этапы работы над проектом Планирование проекта: формулировка проблемы проекта, определение структуры проекта, планирование конечного результата проекта, формирование микрогрупп и распределение обязанностей Аналитический этап: уточнение и формулировка собственных задач; сбор информации, анализ и интерпретация полученных данных промежуточный контроль (при долгосрочном проекте) Этап обобщения информации: систематизация полученных данных, объединение всей информации в единое целое, общая логическая схема выводов, выбор форм представления результатов Презентация результатов работы: обсуждение результатов проекта, описание приемов и методов исследования, выводы, оценивание, оппонирование
Примеры проектов Бизнес проект «Центр информационных услуг проект «Центр информационных услуг Проект «Использование MP-3 плееров в учебном процессе»Проект «Использование MP-3 плееров в учебном процессе» Анкета Буклет Идея использования в образовании Проект «Спортивно-развлекательный комплекс БАРС»Проект «Спортивно-развлекательный комплекс БАРС»
Выводы: В ходе выполнения проекта учащиеся получают углубленные знания учатся оформлять творческие работы и документы приобретают навыки подготовки исследовательской работы, ее защиты обучаются стратегии успеха При этом они могут научиться эффективно искать и анализировать информацию принимать решения решать проблемы работать вместе обмениваться информацией