Разработка и внедрение НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТГУ по инженерным направлениям подготовки (1 этап: описание деятельности, постановка принципиальных заданий) ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Проблематика инженерной подготовки – несоответствие системы подготовки инженерных кадров требованиям сферы профессиональной деятельности – отсутствие в сфере труда структуры квалификаций специалистов, необходимой для грамотного подбора специалистов и предъявления обоснованных и актуальных требований к ним – интенсивный процесс сближения промышленного бизнеса и высшей школы; – полноценные связи профессионального образования, научно-исследовательской и практической деятельности в вузовском образовательном процессе; – введение независимых форм оценки качества образования
Взаимодействие сфер
Сфера деятельности - подход
Подход к инженерной деятельности
Инженерная деятельность на стыке сфер Сателлиты инженерной деятельности Актуальные сателлиты
Принципы новой образовательной программы Структурные: –Уровневость и единообразие –Ориентация на внешнее пространство –Ориентация на конечный «продукт» –Кредитно-модульное обучение –Практико-ориентированное обучение –Компетентностно-ориентированный подход –Постоянное совершенствование внутренних ресурсов Специфичные (от работодателей (гл.конструктор ОАО «АВТОВАЗ»)): –Меньшее количество в пользу качества. Постоянный отбор. –Формирование фундаментального слоя и мировоззрения русского инженера. –Базовая подготовка на автоматизированной основе. –Индивидуальность. Целевая индивидуальная подготовка. Дифференциация подготовки по направлениям. – Использование практикоориентированных лабораторий и мастерских (закрепление по схеме: фундаментальные знания – прикладные – инженерные).
Компетенции современного инженера Компетенция – способность индивида (самостоятельно или в группе) производить определенные действия, дающие результат, который можно оценить. Способность действовать в ситуациях реальной практики
Базовые компетенции инженера Коммуникативная компетенция Информационная компетенция Организационно- управленческая компетенция эффективная коммуникация с профессиональным коллективом и обществом в целом, написание отчетов, создание документов, презентации материалов, выдача и прием ясных и понятных инструкций, владение иностранными языками в профессиональной сфере, способность к взаимодействию и переговорам с партнерами по разработке решений, … поиск и обработка информации, включая пользование международными электронными библиотеками периодических изданий в области профессиональных интересов на иностранных языках, компьютерная грамотность, использование информационных ресурсов, работа с текстами, способность осваивать новые технологии, техники, … навыки предпринимательства, исполнительскую дисциплину, инициативность в работе, организаторские способности и способность к лидерству, способность брать на себя ответственность и принимать решения, навыки самоуправления (целеполагание, планирование, презентация), способность к адаптации к новым ситуациям, критическое мышление, …
Группы профессиональных компетенций инженера Компетенция анализа и исследования инженерных задач Компетенция проектирования и разработки инженерных решений Компетенция ответственности за инженерные решения Компетенция организации инженерной деятельности Компетенция коммерциализации объектов инженерной деятельности …
Принципиальное устройство практикоориентированного учебного плана
План работ по созданию программы (1) ЗадачиСроки 1 этап 1 Анализ и описание сферы инженерной деятельности, в т.ч. описание задач инженерной деятельности Описание компетенций инженера 3 Формирование принципиального задания на разработку образовательной программы по инженерному направлению подготовки 4 Разработка глоссария проекта новой образовательной программы 5 Разработка принципиальной конструкции практикоориентированного учебного плана по направлениям инженерной подготовки 2 этап 1 Разработка и описание проекта профессиональной образовательной программы по одному направлению инженерной подготовки (автомобилестроение) Описание компетенций выпускников образовательной программы 3 Анализ и описание мест практической деятельности по инженерным направлениям подготовки (составление план-карты инженерных практик) 4 Разработка механизмов взаимодействия с представителями профессионального сферы инженерной деятельности
План работ по созданию программы (2) 3 этап 1 Разработка принципиальных конструкций учебных планов для различных траекторий и этапов обучения Формирование библиотеки модулей образовательной программы 3 Формирование требований к преподавателям новой образовательной программы по инженерным направлениям подготовки 4 этап 1 Разработка технических заданий на модули разработка ТЗ на учебные модули общего этапа инженерной подготовки разработка ТЗ на учебные модели этапа общей инженерной подготовки разработка ТЗ на учебные модули этапа спец.подготовки разработка ТЗ на учебные модули этапа магистерской подготовки 5 этап 1 Авторская разработка учебных модулей разработка учебных модулей общего этапа инженерной подготовки разработка учебных модулей этапа общей инженерной подготовки разработка учебных модулей этапа спец.подготовки разработка учебных модулей этапа магистерской подготовки
План работ по созданию программы (3) 6 этап 1Разработка технологической документации по реализации новой образовательной программы по обозначенному направлению подготовки Формирование требований к ресурсному и организационному обеспечению реализации образовательной программы 7 этап 1Организация экспериментального обучения этап 1Формирование требований к разработке и описанию профессиональных образовательных программ ТГУ