Учебные материалы к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской области
Имя прилагательное как часть речи Назовите грамматические основы. Дайте характеристики предложениям.Назовите грамматические основы. Дайте характеристики предложениям. 1.Я получил от тебя твоё премилое письмо. (А.С.Пушкин.) 2.Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.(С.Есенин).
Сравнение одного и того же текста без прилагательных и с ними Везде белели снега. Топились в деревнях печи, и дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Леса виднелись ясно и близко, была везде тишина. Везде белели чистые снега. Топились в деревнях дневные печи, и золотые дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Рябые после вчерашнего снегопада леса виднелись ясно и близко, была везде густая светлая тишина.(По В.Белову)
Словарная работа Назовите эпитеты и метафоры из четверостишья А кругом роса жемчужная Отливала блёстки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. С.Есенин Что придают эпитеты и метафоры тексту? -Слова какой части речи использованы автором в данных эпитетах? Подберите синонимы к прилагательному АЛЫЙ..
Поздняя осень 1.Погода хмурая, дождливая, сырая. 2.Солнце холодное, далёкое, невесёлое. 3.Небо серое, бледное, угрюмое. 4.Деревья голые, тёмные, сырые. 5.Листья ломкие, сухие, бурые. 6.Ветер холодный, сильный, резкий. 7.Дождь мелкий, непрерывный, скучный. Напишите по этому образцу сочинение «Ранняя весна».
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных Согласуйте с существительными прилагательные, данные в скобках. Выделите окончания прилагательных.Определите падеж. По(чистый) песку; об (ужасный) шуме; о (грозный) вое; с (прекрасный) зарёю; в (тихий) рощу; среди (высокий) травы, о (нежный) ландыше; в (дальний) дорогу; (майский) ветерком; в (сладкий) сне; о (прекрасный) пении; в (чудный) искусстве; о (туманный) вечере.
Имена прилагательные полные и краткие Выделите грамматические основы предложений и определения. 1.Язык должен быть прост и изящен.(А.Чехов) 2.Воздух так чист и свеж, как поцелуй ребёнка, солнце ярко, небо сине.(М.Лермонтов.) 3.В зимний холод всякий молод. 4.Рыбка мала, да уха сладка.(Пословицы.) 5.Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых радужных цветов на нём разбросаны букеты.(А.Суриков.) 6.Воздух чистый и прозрачный.
Охарактеризуйте героев басен И.А.Крылова: ворону, свинью, лисицу, волка-с помощью кратких прилагательных. Образуйте их от предложенных полных форм. Составленные предложения запишите. 1.Глупый, тщеславный, высокомерный.1.Глупый, тщеславный, высокомерный. 2.Хитрый, пронырливый, неискренний, льстивый.2.Хитрый, пронырливый, неискренний, льстивый. 3.Невежественный, грубый, неблагодарный.3.Невежественный, грубый, неблагодарный. 4.Жадный, злой, несправедливый.4.Жадный, злой, несправедливый.