Трудная дорога. Трое пожилых людей в тёмных очках неуверенно шли по улице, палками ощупывая вокруг себя тротуар. Увидев их, какой-то мальчишка свистнул и закричал: - Яма! Яма! – хотя улица вокруг была ровная. Мужчины, испуганно остановившись, повернули в сторону. Мальчишка хотел ещё что-то крикнуть, но тут подбежали большие ребята и зажали ему рот. - Опять ты хорошим людям покоя не даёшь! – строго выговаривали они мальчишке. Взяв слепых за руки, ребята проводили их через шоссе, по которому стремительно проносились машины, и долго махали вслед. «И чего машут. Будто слепые заметят», - думал мальчишка. Эти вот пятиклассники стали у них на улице хозяевами. Кошку закидал он снежками – отобрали. А какое им дело – кошка ничейная. За каждым шагом пятиклассников стал следить мальчишка. И увидел, что часто ходят они на фабрику, где работают слепые. Убирают там мусор, читают им книги, газеты. «Смешно», - думал по привычке мальчишка. Но не смешно ему было. Он никогда о слепых раньше не думал, а теперь вот стал. Однажды прошёл сильный дождь и залил всю дорогу. Мальчишка задумался: «А как же пойдут по такой дороге эти люди?» Схватив пальто, он быстро выбежал на улицу, долго ждал на автобусной остановке, а потом повёл слепых. Один из них назвал его Вовкой. - Я не Вова,- хотел сказать мальчишка, но испугался. Вдруг по голосу догадаются, кто их ведёт. (Н. Бромлей.)
Хорошие и плохие поступки мальчишки
Проблема милосердия, доброго отношения к людям, сострадания
Автор осуждает злые поступки мальчишки, противопоставляя ему пятиклассников. Он показывает раскаяние и стыд мальчика в конце рассказа.
1. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».(Мальчик Алёша поступил плохо, став высокомерным и забыв о своих обещаниях. В результате он принёс беду подземным жителям). 2. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». (Мальчик поступил немилосердно, прогнав свою мать. Только испытав унижение и страдания, он становится милосердным к другим.)
В заключение хочется заметить, что очень часто мы не задумываемся над своим поведением, над отношением к окружающим. Забываем, что наши слова и поступки могут кому-то причинить боль. Однако стоит серьёзно подумать, как самому становится стыдно за свои действия.
1. Сформулирована ли проблема текста? 2. Отразил ли ученик позицию автора? 3. Высказал ли ученик своё мнение? Привёл ли примеры? 4. Связаны ли предложения между собой по смыслу? 5. Была ли речь ученика точной и выразительной?
Подобрать пословицы, поговорки, высказывания великих людей о добре, милосердии, взаимоотношениях людей.