«Институциональные блокировки в трансформационных экономиках и возможности их преодоления». Аузан Александр Александрович Москва 19 октября 2009 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политическая экономия России: динамика общественного договора в 2000-х годах Аузан Александр Александрович Институт национального проекта «Общественный.
Advertisements

«Институциональные блокировки в трансформационных экономиках и возможности их преодоления» Аузан Александр Александрович Санкт-Петербург 1 декабря 2009.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Приоритеты инновационного развития водного хозяйства России Е.В. Веницианов, зав. лабораторией Института водных проблем РАН 1. Проблемы водного хозяйства.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Проблема институциональной инерции в развитии России: возможности преодоления Аузан Александр Александрович Российский экономический конгресс
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ презентацию выполнила студентка 1 курса ФМЭСИ 412 гр. Ситова Дарья Преподаватель: Зотова Ирина Васильевна 2017 год.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Проект на тему Экономический рост Работу выполнили Томилов Кирилл и Родин Денис.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Чекмарев Василий Владимирович, проректор по научной работе Костромского государственного.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ МАЛОЙ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ ЯРАН ШАМУРАДОВ ГРУППА ФИК-42.
Анализ и оценка конкурентной среды университета для формирования инновационной стратегии Студент гр.ББИ Сухачева Анастасия Игоревна Научный руководитель:
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
1 Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск.
Регулирование и надзор банковской деятельности Подготовил: Жолжанов Н.М.
Транксрипт:

«Институциональные блокировки в трансформационных экономиках и возможности их преодоления». Аузан Александр Александрович Москва 19 октября 2009 года

Ранее применявшиеся стратегии: 1.Стимулирование экономического роста через заимствование эффективных институтов (1990-е гг.); 2.Снижение издержек развития через коррекцию институциональной среды (2000- е гг.); Возможное развитие стратегий: 2а. Применение эффективностного подхода к развитию институциональной среды для гармонизации экономического роста; 3. Стратегия долгосрочного развития с учетом социокультурной специфики страны (состояние социального и культурного капитала).

Основания выбора стратегии (1) заимствования: Исследование Всемирного банка (Кифера Ф. и Ширли М.): 84 страны за период гг. (12 лет). В исследовании были сопоставлены данные, характеризующие, с одной стороны, экономический рост в этих странах, а с другой качество проводившейся экономической политики и институциональной среды. Анализ показал, что степень влияния институционального индикатора на темпы роста реальных душевых доходов оказалась почти вдвое выше, чем степень влияния индикаторов, характеризующих проводимую экономическую политику.

Результаты стратегии (1): эффекты и ограничения Эффекты: 1.Достижение макроэкономической стабильности; 2.Включенность в мировое хозяйство. Ограничения: Отторжение заимствованных институтов из-за их несоответствия культурной среде (неформальным институтам), в результате чего происходит резкое снижение их эффективности по сравнению с образцом, а также появляются возможности для манипулирования с целью извлечения ренты.

Стратегия (2): снижение издержек развития через коррекцию институциональной среды Теоретические основания выбора: Доказанное положение теории трансакционных издержек (теорема Коуза) о воздействии таких факторов как уровень трансакционных издержек, эффект дохода и спецификация прав собственности на качество рыночного равновесия. Меры концентрируются не на заимствовании отдельных институтов, а на воздействии на три свойства институциональной среды: –Снижение трансакционных издержек; –Спецификацию прав собственности; –Стимулирование конкуренции.

Результаты стратегии (2): эффекты и ограничения Эффекты: Стратегия дала частичное снижение трансакционных издержек и тем самым дополнительные возможности развития рынков. Ограничения: Издержки снижаются в краткосрочном периоде, но эффект неустойчив – по прошествии времени издержки снова растут. По остальным параметрам эффект не достигнут.

Стратегия (2а): применение эффективностного подхода к развитию институциональной среды для гармонизации экономического роста Теоретическое основание выбора: теорема Коуза и модель ухудшающего отбора Акерлофа. Суть стратегии: Эффективностный подход – учет внешних эффектов от снижения издержек. Любой результат оценивается только по отношению к тому или иному субъекту, а не сам по себе. Способствует получению устойчивых во времени эффектов, потенциально более продуктивных для общественного благосостояния.

Новизна стратегии (2а) в сравнении со стратегией (2) Стратегия 2Стратегия 2а Цель Снижение административных барьеров через ограничение чиновников Повышение эффективности МСБ через развитие взаимодействия «власть–бизнес–общество». Система компенсаций Не предусматривалась Разрабатывается для каждого проектируемого изменения Проблема коллективных действий Не решена Законодательные решения по покрытию издержек и поддержке переговорной силы субъектов Учет внешних эффектов Отсутствовал Присутствует за счет трехстороннего взаимодействия Программа внедрения (инфорсмента ) Разработана частично Предусматривается в качестве необходимого инструмента специальная система контрольных, корректирующих и мотивационных мер

Последовательность реализации мер согласно стратегии (2а) Воздействующие факторы: Длительность кризиса и скорость преодоления его последствий Сложность взаимодействия между общественными субъектами Для 106 предлагаемых мер построена карта их реализации, с учетом двух сценариев развития кризиса и неизбежного временного лага между осуществлением изменения и получением наблюдаемого результата Пример Предлагаемая мера Замена технического надзора обязательным страхованием и контролем со стороны саморегулируемых организаций Анализ и разработка систем мониторинга, прежде всего для наиболее актуальных мер. Создание процедур, позволяющих подключать к мониторингам независимые исследовательские организации, ассоциации, СРО и проч.

Стратегия (3): стратегия долгосрочного развития с учетом социокультурной специфики страны Теоретические основания выбора: –Метаэкономический анализ долговременных тенденций на базе таблиц Мэдисона; –Теории социального и культурного капитала. Суть стратегии: Использование остаточного социального капитала традиционных сообществ и специфики национального культурного капитала для проектирования институтов, нацеленных на модернизацию.

Таблицы А. Мэдисона.

Испания и Западная Европа

«Ресурсные страны» и страны «западной культуры»

Испания, Англия и страны Восточной Азии (группа А)

Восточная Азия (группа В)

Исследование Комиссии по росту и развитию (Всемирный банк): 13 стран экономический рост в которых составлял в среднем 7% в течение 25 лет и более: Ботсвана, Бразилия, Гонконг, Индонезия, Китай, Малайзия, Мальта, Оман, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Южная Корея, Япония. В результате для этих стран были выявлены такие общие факторы, как: 1.Эффективное использование возможностей, создаваемых мировой экономикой. 2.Поддержание макроэкономической стабильности. 3.Обеспечение высокого уровня сбережений и инвестиций. 4.Рыночные способы распределения ресурсов. 5.Лидерство и координация - наличие общенационального консенсуса («общественного договора») по поводу долгосрочных целей развития.

Предыдущими стратегиями достигнуто: 1.Эффективное использование возможностей, создаваемых мировой экономикой. 2.Поддержание макроэкономической стабильности. 3.Обеспечение высокого уровня сбережений и инвестиций. 4.Рыночные способы распределения ресурсов. 5.Лидерство и координация - наличие общенационального консенсуса («общественного договора») по поводу долгосрочных целей развития.