Урок физики в 7 классе. Тема: Плотность вещества
Цели урока: - образовательные: закрепить знания по теме: «Взаимодействие тел. Инерция. Масса», сформировать понятие плотности вещества, выяснить физический смысл этой величины, записать формулу для расчёта плотности и по ней вывести единицу плотности, учить учащихся пользоваться таблицами; - воспитательные: развивать трудолюбие, ответственное отношение к учёбе, интерес к предмету; - развивающие: развивать физическое мышление учеников, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес.
Проверка усвоения изученного материала. А) Работа по карточкам на доске (2 учащихся)
Карточка 1 При выстреле из винтовки скорость пули 600 м/с, а скорость винтовки при отдаче 1,5 м/с. У какого тела масса больше и во сколько раз.
Карточка 2 Выразить массу в килограммах: 4 т = 6,4 г = 530 мг = 50 ц =
Б) Повторение. 1.Может ли тело без действия на него других тел прийти в движение? 2.А может ли тело без действия на него других тел двигаться равномерно? 3.Как называется явление, при котором тело сохраняет скорость, т.е. движется равномерно, при отсутствии действия на него других тел? 4. Определите по рисунку, в каком случае тележка А придёт в движение, если пережечь нитку? А АА
5.Почему в этих случаях изменяется скорость тележки А? 6.Значит, тело может изменить свою скорость только под действием других тел. Почему же человек при ходьбе сам может изменять свою скорость? 7.Изменяется ли при это только скорость человека? 8.Почему же мы не замечаем того, что изменяется скорость Земли? 9.Как соотносятся массы двух тел, взаимодействующих между собой, если после взаимодействия первое тело движется с большей скоростью?
Проверим работу учащегося на доске по карточке 1. Дано: Решение = 600 м/с = 1,5 м/с - ? = = 400 (раз) Ответ: масса винтовки больше массы пули в 400 раз.
10.Назовите основную единицу массы? 11.Какие единицы дольные и кратные килограмма вы знаете? 12.Проверим перевод единиц массы в кг (работа учащегося по карточке 2) 4 т = 4000 кг 6,4 г = 0,0064 кг 530 мг = 0,00053 кг 50 ц = 5000 кг. 13.Где хранится эталон массы? 14.А где хранится копия эталона массы в нашей стране?
Изучение нового материала. Сегодня мы познакомимся с новой физической величиной – плотностью вещества, выясним, какой физический смысл она имеет, по какой формуле вычисляется и в каких единицах измеряется.
Ребята, на моём столе лежат тела равной массы и равного объёма. 1.Сравним массы этих тел (кладём на весы тела равного объёма, но разной массы). 2.А теперь сравним объёмы тел равной массы. 3.Какой вывод сделаем из увиденного? 4.Как высчитаете, почему это так? 5.А какие вещества вы знаете? 6.Можно ли зная массу тела и его объём, определить массу единицы объёма этого тела? Как? 7.Ребята, на ваших столах лежат физические тела. Хотите, я отгадаю, из каких веществ они сделаны? Но вы должны мне помочь: - измерьте массу тела на рычажных весах; - измерьте объём этого тела с помощью мензурки. Все измерения должны быть точными. И вспомните правила по технике безопасности.
Запишем три полученных значения на доске и разделим массу на объём. Получили: m 1 = 52, 65 г, V 1 = 20 см 3, = 2,6 г/см 3 - алюминий m 2 = г, V 2 = 20 см 3, = 8,126 г/см 3 - медь m 3 = 150,23 г, V 1 = 20 см 3, = 7,5 г/см 3 - сталь
9.Одинаковая ли масса тела, приходящаяся на единицу объёма у тел, изготовленных из разного вещества? 10.Так как при одинаковом объёме, тела, изготовленные из разных веществ имеют разные массы, то эти тела можно сравнить, если ввести специальную физическую величину. Это – плотность вещества. 11.Дадим определение плотности: плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. 12.Что показывает плотность вещества? 13. Запишем формулу для вычисления плотности вещества. - плотность вещества, m – масса тела, v – объём тела = ~ m; ~
14.Какие единицы имеет плотность? [ ] = [кг/м 3 ] или [ ] = [г/см 3 ]. 15.Если два тела имеют одинаковую массу и одинаковый объём, то что можно сказать про их плотности? 16.В таблице 2,3,4 учебника приведены плотности некоторых твёрдых тел. С её помощью я и смогла определить вещества, из которых сделаны тела, лежащие на ваших столах.
17.Ребята, представьте, что вы геологи и увидели какое-то необычное вещество. Внешние признаки не подсказывают, что это. Как быть? 18.Определите плотность бронзы? Видно, что в таблице такого вещества нет. Значит, учебник физики может помочь ответить не на все вопросы. Есть и другие, не менее важные источники знаний, например справочники. (Показать, например, справочник по физике и технике А.С. Еноховича).
19. А помните сказку «Золушка»? «Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке». Давайте определим плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403 г и объём 155 см 3. (Пишем на доске задачу). Дано: Решение. m=403 г = V=155 см 3 = = 2, 6 г/см 3 - ? Выразим плотность в СИ: = 2,6г/см 3 = = 2600 кг/м 3 Ответ: 2600 кг/м 3.
21. Ребята, скажите, что легче, один кг пуха или 1 кг гвоздей? Почему? Что имеет большую плотность, 1 кг пуха или 1 кг гвоздей?
Подведение итогов урока. что такое плотность вещества каков физический смысл плотности по какой формуле вычисляется плотность в каких единицах измеряется.
Домашнее задание: §21, упражнение 7 (1,2).