Что необходимо знать, чтобы успешно выполнить задание части С ЕГЭ по русскому языку? Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 34 Что необходимо знать, чтобы успешно выполнить задание части С ЕГЭ по русскому языку? Презентацию с приложением выполнили ученицы 11 – «В» класса: Михалевич Дарья, Усольцева Мария, Александрова Ксения, Рымбу Яна Учитель Дёмина Элла Альбертовна Кострома 2008
Цель презентации Разъяснить особенности выполнения задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку Цель памятки Помочь учащимся в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности (см. памятку) памятку
Формулировка задания Написать сочинение по прочитанному тексту. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулировать позицию автора. Написать, согласны или нет с точкой зрения автора. Объяснить, почему. Свой ответ аргументировать, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Писать аккуратно, разборчивым почерком. Формулировка задания Написать сочинение по прочитанному тексту. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулировать позицию автора. Написать, согласны или нет с точкой зрения автора. Объяснить, почему. Свой ответ аргументировать, опираясь на знания, жизненный и читательский опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Писать аккуратно, разборчивым почерком.
Этапы выполнения задания части С этапаЧто нужно сделать? I Определить тему текста(о чём текст?) и его проблематику II Выделить одну из проблем(лучше, если это будет главная) и прокомментировать её III Определить позицию автора IV Сформулировать собственное мнение по проблеме. Продумать аргументацию, подобрать примеры V Продумать композиционное оформление сочинения VI Продумать языковое оформление текста. Написать сочинение в черновике VII Сделать проверку и корректорскую правку. Переписать сочинение в чистовик. Проверить написанное
Формулировка проблемы Проблема – это сложная, зачастую конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. В определении проблемы могут помочь вопросы (см. схему) Вопрос Что?Зачем?Почему? С какой целью? Каким образом? О чём?
Комментарии проблемы Комментарий – это вторичный текст, логизированная модель исходного произведения, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации. Тезис Аргумент Причина Следствие Причина Следствие
Как определить позицию автора? Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме. Авторская позиция может выражаться прямо (чаще всего так бывает в текстах научного, официально-делового и публицистического стилей), но может выражаться и в подтексте (обычно встречается в текстах художественного и публицистического стилей).
Собственное мнение и его аргументация Определив анализируемую проблему, необходимо чётко сформулировать своё отношение к ней и продумать аргументацию собственной точки зрения. Можно использовать следующие аргументы: ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений; пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа; факты, события; примеры из личной жизни и жизни окружающих; примеры из художественной литературы.
Работа над смысловой цельностью и последовательностью изложения Сочинение к заданию открытой части ЕГЭ, как и любое сочинение, должно иметь вступление, основную часть и заключение. Особое внимание следует уделить вступлению и заключению. Они должны быть связаны с основной проблемой текста.
Возможные варианты вступления Определение темы текста. Анализ разных точек зрения на проблему. Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения о её актуальности. Перечисление проблем исходного текста. Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного». Изложение автором сочинения собственной позиции. Краткие сведения об авторе исходного текста, о проблемах, нашедших отражение в его произведениях. Ассоциативное вступление (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема). Лирическое вступление. Вопросно-ответное единство. Цепочка вопросительных предложений. Назывное предложение. Риторический вопрос. Цитата в качестве зачина
Возможные варианты заключения Общий вывод. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. Изложение собственной позиции. Следствие. Рассуждения о том, какое значение будет иметь прочитанный текст для автора сочинения. Замечания о влиянии этого текста на общественную ситуацию, на литературный процесс. Расширение проблемы. Новый вопрос. Открытый финал.
Точность и выразительность речи Речевое и стилистическое оформление текста – очень трудная работа, так как важно уметь писать, не только не допуская ошибок, но и используя средства выразительности (тропы и стилистические фигуры). Сочинение должно отличаться точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм (именно эти качества оцениваются по критерию К 6).
Словарь терминов Аргумент – суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), посредством которого обосновывается истинность какого-либо другого суждения (или теории). Коммуникативный – общающийся, передающий мысли чувства при помощи языка. Корректный – 1. Вежливый, учтивый, тактичный. 2. Правильный, точный. Открытый финал – особенности сюжетно- композиционного построения произведения, при которых отсутствует развязка. Подтекст – подспудный, неявный смысл, уточняющий, углубляющий смысл текста, обязательно находящийся в границах художественного мира, представленного данным автором. Фоновый материал – материал, не извлечённый из экзаменационного текста, а привлекаемый учащимися самостоятельно.
Ресурсы Т.А. Долинина. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. – 2-е изд. – М.:Айрис-пресс, – 128 с. А. Г. Нарушевич. Версия для печати Kb
Контактная информация Дёмина Элла Альбертовна, учитель русского языка и литературы МОУ лицей 34 г. Костромы Адрес: г. Кострома, ул. Никитская, д.106 б Раб. телефон: Эл. адрес: