Семинар-практикум 22 октября 2008г. Использование информационных технологий в учебном процессе
«Особенности использования ИКТ технологий в проведении учебных занятий».
Пассивное изучение, основанное на теории Пассивное изучение, основанное на теории Один источник Один источник Изолированная работа Изолированная работа Передача информации Передача информации Изучение фактов и сведений Изучение фактов и сведений В центре процесса - учитель В центре процесса - учитель Активное «извлечение уроков», основанное на самостоятельной творческой работе Активное «извлечение уроков», основанное на самостоятельной творческой работе Мультимедиа Мультимедиа Совместная работа Совместная работа Обмен информацией Обмен информацией Критическое мышление и выработка решений Критическое мышление и выработка решений В центре процесса - ученик В центре процесса - ученик В чем нам могут помочь компьютеры?
Психолого-педагогические особенности обучения с использованием ИКТ
Психология деятельности Ощущение и восприятие Внимание (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение) Память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая, зрительная, слуховая, эмоциональная) Воображение
Познание
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Эмперическая деятельность как этап восприятия; Эвристическая деятельность по распознаванию ситуации; Репродуктивная деятельность по преобразованию модели и получению нового знания; Практическая деятельность, связанная с отработкой навыка
отражение фона, заполняющего поле экрана дисплея; концентрация внимания и отражения отдельных единичных объектов на фоне; отражение выделенных единичных объектов и конкретной ситуации; отражение конкретной ситуации в комплексе Эмперическая деятельность как этап восприятия
абстрагирование от конкретности, в которой представлена ситуация, создание знаковой модели; поиск алгоритма преобразования модели для решения поставленой задачи, привлечение имеющихся знаний. Эвристическая деятельность по распознаванию ситуации
Практическая деятельность, связанная с отработкой навыка закрепление умения в подобных ситуациях; формирование умения в необычных ситуациях; формирование ассоциативных умений в необычных ситуациях
Репродуктивная деятельность по преобразованию модели и получению нового знания преобразование модели по избранному алгоритму; интерпретация результатов преобразования, оценка адекватности полученной модели имеющимся у обучаемого знаниям; оценка адекватности решения поставленной задаче.
Наглядности Индивидуализации и дифференциации Активности и самостоятельности Реализация основных дидактических принципов посредством ИКТ
Использование ЭОР в образовательном процессе
Использование ИКТ на уроках Изучение нового материала Мотивация, актуализация знаний Самостоятельная работа Применение знаний Закрепление Осмысление Рефлексия Текущий, итоговый контроль Тесты, диктанты, презентаци и Программы- тренажёры, виртуальные экскурсии Электронны е учебники, ресурсы Интернет Презентация, аудио-, видео-
Положительные стороны использования ИКТ Визуализация изучаемого процесса. Динамизация Моделирование- иммитация Индивидуализация и дифференциация процесса обучения Оперативный контроль с обратной связью, с диагностикой (констатация причин ошибочных действий обучаемого) и оценкой результаов
Какова аргументация необходимости использования ИКТ и ресурсов Интернет в образовательном процессе?
К основным причинам можно отнести: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
Основные аргументы использования ИКТ формирование навыков и умений информационно- поисковой деятельности необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме; создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые и состязательные формы обучения и т.п.); необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
формирование новых знаний (обучающие); информационно-поисковые; имитационные; демонстрационные; моделирующие; тренажеры; контролирующие; тренажеры; учебно-игровые и т.п. Выбор образовательных электронных ресурсов по методическому назначению
Конструирование урока с использованием информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки и организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.