Художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе») в рассказах 1890-х годов ( на примере рассказа «На хуторе»)
Художественный мир И.Бунина Объект исследования - рассказ И.Бунина «На хуторе», рассказ И.Бунина «На хуторе», написанный в 1892 году
Предмет исследования- художественный мир И.Бунина в рассказах художественный мир И.Бунина в рассказах 1890-х годов 1890-х годов
Методологическая основа - работы Бахтина М.М., Тюпы В.И., Тамарченко Н.Д., Лотмана Ю.М., Кормана Б.О.
Теоретическая основа исследования - работы Афанасьева В.Н., Михайлова О.Н., Михайлова О.Н., Бердниковой О.А., Смирновой Л.А. Смирновой Л.А.
Цель работы- обратить внимание на особенности художественного мира обратить внимание на особенности художественного мира с точки зрения его структурной организации с точки зрения его структурной организации
Задачи: 1) определить место Бунина в историко- литературном контексте рубежа веков ; 1) определить место Бунина в историко- литературном контексте рубежа веков ; 2)изучить работы литературоведов и выявить особенности художественного мира писателя; 2)изучить работы литературоведов и выявить особенности художественного мира писателя; 3)опираясь на работы исследователей структуры худ. текста, 3)опираясь на работы исследователей структуры худ. текста, выявить особенности художественного мира в рассказе «На хуторе» выявить особенности художественного мира в рассказе «На хуторе»
Гипотеза - Бунина интересует бытие персонажа в двух мирах ( внешнем и внутреннем ), Бунина интересует бытие персонажа в двух мирах ( внешнем и внутреннем ), внутренний мир человека, в котором есть сфера былого, более значим для писателя, внутренний мир человека, в котором есть сфера былого, более значим для писателя, а внешнее пространство служит лишь для его выражения. а внешнее пространство служит лишь для его выражения.
Глава 1. Художественный мир И.Бунина Часть 1 Особенности объектного уровня художественного мира писателя в оценке исследователей Часть 2 Лирическое начало в прозе И. Бунина.
Выводы: структурные особенности ранней прозы И.А. Бунина прозы И.А. Бунина упрощение и заострение сюжетных линий; упрощение и заострение сюжетных линий; описание пограничных состояний в жизни героев; описание пограничных состояний в жизни героев;
значимость художественной детали; значимость художественной детали; установка на воспоминание как основной текстообразующий принцип установка на воспоминание как основной текстообразующий принцип
Глава 2 Рассказ « На хуторе»: проблематика и структурные особенности Часть 1. Тематика раннего творчества Бунина и рассказ «На хуторе» « На хуторе» Тема деревни Тема интеллигенции Тема любви Особенности художественного мира
Глава 2 Часть 2 Смысл заголовка и его реализация в тексте рассказа. Рассказы, в которых заголовок аллегоричен « Хутор »- обособленный земельный участок с усадьбой владельца. « На хуторе »- в одиночестве, в уединении от социального мира.
«На хуторе» - не только место действия, но и метафора психологического состояния и социального положения главного героя.
«ТУМАН»«ПЕРЕВАЛ» «ЗАРЯ ВСЮ НОЧЬ» Название рассказа – метафора, обозначающая психологическое состояние главного героя
Глава 2 Часть 3. Особенности фабулы в рассказе « На хуторе» и рассказы с подобными фабулами. Часть 3. Особенности фабулы в рассказе « На хуторе» и рассказы с подобными фабулами. « На хуторе» « Перевал»« Кастрюк» « Туман » « Психологическое состояние героя в стрессовый момент и изображение выхода из этого состояния
Фабульное событие обращает внимание на способность обращает внимание на способность человека думать, что-то осознавать, человека думать, что-то осознавать, а осознание приводит к успокоению а осознание приводит к успокоению
«НА ХУТОРЕ» «КАСТРЮК»«ТУМАН»«ПЕРЕВАЛ» Психологическое состояние героя в стрессовый момент и изображение выхода из этого состояния
Часть 4 Сюжетно- композиционное своеобразие рассказа « На хуторе» Воспоминания размышления Внутренний мир героя Сюжет: рассказ о нескольких вечерних часах мелкопоместного дворянина Капитона Иваныча, который получил известие о смерти бывшей возлюбленной и размышляет о своем месте в бытие.
экспозициязавязка развитие действия кульминацияразвязка Эволюция внутреннего мира героя (от растерянности к успокоению)
Часть 5 Структурное своеобразие рассказа « На хуторе» РАЗДЕЛ 1. ОБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАССКАЗА РАЗДЕЛ 2. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАССКАЗА ( СЮЖЕТ) (КОМПОЗИЦИЯ)
Объектная организация рассказа Космическое пространство Хутор ( внутренний мир) Деревня ( социальный мир)
Объектная организация рассказа Конфликт: Капитон Иванычокружающий мир домдвор Внутренний мир Внешний мир
Объектная организация рассказа Конфликт: Капитон Иваныч окружающий мир дом двор Внутренний мир Внешний мир ХУТОР БУГОР
ВЫВОД: Человек – маленькая часть в мире бытия; Человек – маленькая часть в мире бытия; Человек способен обрести внутреннюю гармонию, приняв естественный ход жизни, слившись с миром природы. Человек способен обрести внутреннюю гармонию, приняв естественный ход жизни, слившись с миром природы.
Субъектная организация рассказа (глоссализация) Голос повествователя Голоса окружающих людей Внутренний голос героя куммуляция Прямая речь героя
Субъектная организация рассказа 1 фрагмент: повествователь показывает широкую картину мира. 1 фрагмент: повествователь показывает широкую картину мира. 2 фрагмент : социальный мир, созданный голосами окружающих (частная жизнь героя) 3 фрагмент : воспоминания Капитона Иваныча ( внутренняя речь героя)
Субъектная организация рассказа 4 фрагмент: поиск героем собеседника (несостоявшийся диалог со слугами)- герой одинок волею судьбы. 4 фрагмент: поиск героем собеседника (несостоявшийся диалог со слугами)- герой одинок волею судьбы. 5 фрагмент: размышления героя о жизни, о неминуемости смерти (внутренняя речь героя)
Конфликт: автор сталкивает сущность человека и ее оценку окружающими, показывает разные состояния человеческой личности: состояние растерянности и состояние гармонии. автор сталкивает сущность человека и ее оценку окружающими, показывает разные состояния человеческой личности: состояние растерянности и состояние гармонии.
Конфликт: Когда человек в конфликте с собой- преобладают чужие голоса, Когда человек в конфликте с собой- преобладают чужие голоса, а когда он обретает гармонию, а когда он обретает гармонию, у главного героя появляется свой голос. у главного героя появляется свой голос.
Вывод: Особенности художественного мира определяются как объектом изображения так и способами создания его, Особенности художественного мира определяются как объектом изображения так и способами создания его, ставя в центр внимания сущность человека. Бунин обращается к фрагментарному повествованию ставя в центр внимания сущность человека. Бунин обращается к фрагментарному повествованию
Характерна многоярусность повествования: на миг воспоминания наслаиваются картины былого, Характерна многоярусность повествования: на миг воспоминания наслаиваются картины былого,
Картины природы часто сопровождаются у И.Бунина пейзажными зарисовками, призванными воспроизвести не только психологическое состояние, но и социальную роль человека в мире: обозначить его одиночество Картины природы часто сопровождаются у И.Бунина пейзажными зарисовками, призванными воспроизвести не только психологическое состояние, но и социальную роль человека в мире: обозначить его одиночество
Бунин показывает человека не в контексте его времени, Бунин показывает человека не в контексте его времени, а в контексте природного бытия, а в контексте природного бытия, в котором он способен решить свои личные проблемы. в котором он способен решить свои личные проблемы.