Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся
Формирование интереса к предмету Возможности ИТ Наглядность обучения Раскрытие творческой активности и творческого потенциала Возможности ИТ Индивидуализация процесса обучения Развитие навыков самоанализа и самоконтроля Снятие страхов и отрицательных ожиданий при обучении. «Раскрепощение учащихся»
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Урок
Информационные технологии УниверсальныеСпециальныеИнтернет Текстовый редактор Компьютерные презентации Табличный процессор Электронные учебники, справочники, энциклопедии и тренажёры Дополнительные источники информации Дистанционное обучение
1.Задачи, которые позволяет решить использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе. 2.Аспекты использования различных образовательных средств ИКТ при организации обучения. 3.Основные направления деятельности учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе.
Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить задачи: 1) освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности; 2) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области; 3) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях; 4) развитие способностей к определенным видам деятельности; 5) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов; 6) восстановление знаний, умений и навыков; 7) контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Аспектыиспользования различных образовательных средств ИКТ в школе при организации обучения: Аспекты использования различных образовательных средств ИКТ в школе при организации обучения: 1) мотивационный; 2) содержательный; 3) учебно-методический; 4) организационный; 5) контрольно-оценочный.
Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе может усилить потребности учащихся в получении образования, поскольку создаются условия для: максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки; удовлетворения образовательных потребностей учащихся в углубленном изучении определенных областей знаний; раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.); расширения круга общения учащихся через сеть Интернет; освоения современных информационных технологий.
Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания обучения в школе и, прежде всего, при реализации элективных курсов, направленных либо на «поддержку» основных профильных предметов, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории.
Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ: при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д..
Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации обучения в школе: при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана; при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов; при реализации межшкольной дифференциации (открытие профильных классов сборного состава учащихся).
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.
Важными условиями реализации возможностей ИКТ в организации обучения в школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность учителя к применению ИКТ в образовательном процессе.
помогать обучающимся получать максимальную отдачу от учебы, следить за ходом учебы, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, проводить групповые тьютериалы, консультировать обучающихся, поддерживать их заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета, обеспечивать возможность использования различных форм контакта с ним (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции).
1,50 100,00%100,00% 5,005,00 Основные направления деятельности учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе: 1.Психолого-педагогическая диагностика личности школьника – подбор и разработка диагностических методик, позволяющих выявить: доминирующие каналы восприятия, предпочтительные способы передачи информации (графический, текстовый, вербальный, образный), темпы работы с информацией, уровень личной мотивации, личностные ориентации, зону ближайшего развития, коммуникативную включенность, уровень готовности к обучению, сформированность общеучебных умений и навыков.
2. Формирование профильных групп (выделение в одном классе групп учащихся, интересующихся гуманитарными, естественнонаучными, физико-математическими или технологическими предметами; создание разновозрастных профильных групп на базе классов, составление прогноза совместимости и результативности работы группы). 3. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки и модули с учетом индивидуальных особенностей учащихся. 4. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала с учетом их личностных ориентаций. 5. Разработка дифференцированных и индивидуализированных инструкций и заданий для учащихся по работе с электронными и информационными ресурсами.
6. Оказание помощи учащимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации и т.д. 7. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. 8. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся. 9. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого ученика в отдельности.
Литература 1. Стариченко Б.Е. Компьютерные технологии в образовании. Инструментальные системы педагогического назначения. Учебное пособие./ УрГПУ, Екатеринбург, с. 2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., Соломин В.П., Зеленин В.М. Создание и применение педагогических программных средств. - СПб., Кальнин С.М., Румянцев И.А., Соломин В.П., Степанов С.А. Информационное проектирование учебного процесса. //Учеб.ное пособие /Под ред. проф. В.П. Соломина - СПб., 1997.