Шило Галина Михайловна Образование: высшее закончила физико- математический факультет ШГПИ в 1989 году Категория: первая Педагогический стаж: 22 года Место работы: МКОУ «Новопетропавловская СОШ» Далматовского района Курганской области
Тема опыта работы: «Использование модульной технологии на уроках математики»
Теория модульного обучения подробно изложена в работах И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене и др.
Цели модульного обучения комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов.
В модуль входят: план действий с указанием конкретных целей; банк информации; методическое руководство по достижению указанных целей.
Правила составления модуля: В начале модуля необходимо провести входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. Если требуется проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
Модульная программа по теме «Определение геометрической прогрессии. Формула п - го члена геометрической прогрессии». УЭ - 2 УЭ - 1 УЭ - 0 Руководство по усвоению учебного содержания Учебный материал с указанием заданий Номер учебного элемента
Алгоритм составления плана модульного урока : 1. Формулировка темы урока. 2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения. 3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них 4. Подбор необходимого фактического материала. 5. Определение способов учебной деятельности учеников. 6. Выбор форм и методов преподавания и контроля. 7. Составление модуля данного урока, его распечатка.
Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока - это шаг к достижению интегрирующей цели урока - УЭ-0 - направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения; - УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.; - УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала; Завершающий УЭ - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным - с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
Достоинства модульного обучения 1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика. 2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками. 3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности. 4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения. 5. Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя. 6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке. 7. Первоочередное формирование навыков самообразования.
Недостатки и ограничения модульного обучения 1. Большая трудоемкость при конструировании модулей. 2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий. 3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных. 4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь. 5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.
ПАМЯТКА для работы по модулю 1. Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ. 2. У тебя есть право на получение консультации в учебнике, а также у учителя. Используй это право! 3. Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их при самопроверке и взаимопроверке! 4. Работа в группе требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умение выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом!