Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ
Фундаментальные функции воспитания: обслуживание исторического процесса смены поколений; обслуживание исторического процесса смены поколений; сохранение, воспроизводство и развитие культуры; сохранение, воспроизводство и развитие культуры; развитие личности как субъекта культуры, исторического процесса и собственной жизни. развитие личности как субъекта культуры, исторического процесса и собственной жизни.
Ценности воспитания: человек, детство, молодежь; человек, детство, молодежь; безопасный социум, гуманные межпоколенные отношения; безопасный социум, гуманные межпоколенные отношения; культура, духовность, нравственность; культура, духовность, нравственность; социокультурный опыт, личностное развитие воспитуемых и др. социокультурный опыт, личностное развитие воспитуемых и др.
Условия воспитания в постиндустриальном обществе: Доступность информации; Доступность информации; Повышение роли знания; Повышение роли знания; Развитие науки; Развитие науки; Создание новых информационных и наукоемких технологий; Создание новых информационных и наукоемких технологий; Развитие сервисной экономики; Развитие сервисной экономики; Мировоззренческий и художественный плюрализм; Мировоззренческий и художественный плюрализм; Свобода и толерантность; Свобода и толерантность; Вариативность моделей поведения. Вариативность моделей поведения.
Духовно-нравственное воспитание - это ресурс распространения в российском социуме гуманистических ценностей и нравственных ориентиров.
Гуманитарный кризис – это: Разрушение человечности (гуманных качеств); Разрушение человечности (гуманных качеств); Ухудшение физического, психического и духовного здоровья людей; Ухудшение физического, психического и духовного здоровья людей; Упадок культуры и нравственности; Упадок культуры и нравственности; Криминализация окружающей среды. Криминализация окружающей среды. Упадок школьного и вузовского воспитания усиливает общий кризис гуманитарности.
Воспитание - это организация нравственно осмысленной, духовно содержательной, событийной, творческой жизни студентов
Современный студент: Пользуется информационными технологиями, Интернет, живет в мире информации; Пользуется информационными технологиями, Интернет, живет в мире информации; К образованию относится прагматически; К образованию относится прагматически; Учебу нередко сочетает с работой; Учебу нередко сочетает с работой; Ориентирован на свободу, самостоятельность, субъектность, практицизм, жизнь для себя и своих близких; Ориентирован на свободу, самостоятельность, субъектность, практицизм, жизнь для себя и своих близких; Индеферентно относится к общественно- политическим и нравственным проблемам, гражданская и патриотическая позиция ослаблены; Индеферентно относится к общественно- политическим и нравственным проблемам, гражданская и патриотическая позиция ослаблены; Сензитивны к протестным настроениям и альтернативным формам поведения. Сензитивны к протестным настроениям и альтернативным формам поведения.
Идея университета - это идея человека, развития его природных, социальных и культурных качеств, духовного и творческого потенциала, универсальных способностей.
Воспитательная идея ЮФУ - конкурентоспособный специалист мирового уровня, способный к эффективной интеграции в современное социокультурное пространство, сохранению целостности и безопасности страны и региона на основе распространения и приумножения нравственных и культурных ценностей, научных достижений и новых технологий.
Миссия педагогического образования университетского типа - сохранение и воспроизводство интеллектуального, духовно- нравственного и профессионально- творческого потенциала педагогических кадров, имеющих ценностно-смысловые установки на осуществление качественного образования мирового уровня и воспитание граждан России, людей культуры и нравственности.
Опережающее образование - это образование, обеспечивающее развитие у обучаемых способностей «работы с будущим» путем его проектирования и моделирования, исследования, использования новых технологий и др. методов строительства будущего. это образование, обеспечивающее развитие у обучаемых способностей «работы с будущим» путем его проектирования и моделирования, исследования, использования новых технологий и др. методов строительства будущего.
Экспериментальные факторы: компетентностное содержание профессионально-педагогической подготовки; компетентностное содержание профессионально-педагогической подготовки; личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания; личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания; социокультурная образовательная среда, преобразуемая в открытое культурно-образовательное пространство вуза. социокультурная образовательная среда, преобразуемая в открытое культурно-образовательное пространство вуза.
Воспитательные возможности личностно-ориентированного образования: Ориентирует на человека; Ориентирует на человека; Поддерживает и развивает субъектные свойства и индивидуальность; Поддерживает и развивает субъектные свойства и индивидуальность; Порождает личные смыслы учения и жизни; Порождает личные смыслы учения и жизни; Вводит в мир культуры; Вводит в мир культуры; Пробуждает творческий потенциал личности; Пробуждает творческий потенциал личности; Стимулирует студентов к самостоятельному решению собственных жизненных проблем. Стимулирует студентов к самостоятельному решению собственных жизненных проблем.
Качество воспитания – качество человека. Критерии качества человека: Личностное развитие; Личностное развитие; Образованность и компетентность; Образованность и компетентность; Культура и воспитанность. Культура и воспитанность.
Качество личностного развития включает: Качество физического развития, состояние здоровья; Качество физического развития, состояние здоровья; Качество интеллектуального развития; Качество интеллектуального развития; Качество культурной идентификации; Качество культурной идентификации; Качество социализации и адаптации; Качество социализации и адаптации; Качество духовно-нравственного развития; Качество духовно-нравственного развития; Качество индивидуально-личностного саморазвития; Качество индивидуально-личностного саморазвития; Качество воспитанности личности. Качество воспитанности личности.
Качество воспитанности – качество зрелости личности: Духовно-нравственная зрелость: духовность, нравственность, общая культура и др. Духовно-нравственная зрелость: духовность, нравственность, общая культура и др. Гражданская зрелость: свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм и др. Гражданская зрелость: свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм и др. Индивидуально-личностная зрелость: адаптивность, самостоятельность, жизнетворчество, субъектность и др. Индивидуально-личностная зрелость: адаптивность, самостоятельность, жизнетворчество, субъектность и др.
Спасибо за внимание!