КОМПОНЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Воспитание - Целенаправленный процесс взаимодействия субъектов, в результате которого у ребенка формируются навыки, развиваются умения; процесс передачи опыта. Целенаправленный процесс взаимодействия субъектов, в результате которого у ребенка формируются навыки, развиваются умения; процесс передачи опыта.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, выраженных в способах деятельности. Среда обитания. совокупность материальных и духовных ценностей, выраженных в способах деятельности. Среда обитания.
культура культура материальная духовная Бытовая сфера Производственная сфера религия философия искусство
Духовность – отношение человека к душе, духу, Богу, Церкви, вере. Духовность – отношение человека к душе, духу, Богу, Церкви, вере.(В.И.Даль) Нравственность – способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.
Технология - Система предложенных алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному результату Система предложенных алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному результату
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций. В ходе перемен в стране были утрачены многие традиции национального духовно-нравственного воспитания, а само понятие духовности меняло свое содержание в зависимости от политического и социально- экономического строя. В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций. В ходе перемен в стране были утрачены многие традиции национального духовно-нравственного воспитания, а само понятие духовности меняло свое содержание в зависимости от политического и социально- экономического строя.
Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие.
Цель изучения предмета: Приобретение учащимися культурологических знаний в области духовно-нравственного воспитания как средства формирования базовой культуры личности.
Содержание образования по предмету носит культурологический характер, раскрывает духовные основы отечественной культуры, показывает культурообразующую роль религиозной культуры в России, обеспечивает необходимый минимум духовно-нравственного культурологического образования. Содержание образования по предмету носит культурологический характер, раскрывает духовные основы отечественной культуры, показывает культурообразующую роль религиозной культуры в России, обеспечивает необходимый минимум духовно-нравственного культурологического образования.
Виды знаний
В этой связи православная культура является методологической основой духовно-нравственного воспитания и представлена в следующих аспектах аспектах.
Православная культура нравственно- этический культурно- исторический этнокультурный нравственно- этический нравственно- этический
Обладающая большим воспитательным потенциалом, православная культура дает возможность формировать в целом нравственность человека, его духовно- нравственные качества, а именно: смирение, доброту, терпение, послушание, милосердие, любовь к ближнему, веру, мужество, великодушие, сострадание, трудолюбие, целомудрие и др. смирение, доброту, терпение, послушание, милосердие, любовь к ближнему, веру, мужество, великодушие, сострадание, трудолюбие, целомудрие и др.
модель духовно-нравственного воспитания школьников средствами православной культуры основывается на принципах: принцип адаптированности курса к особенностям психологии школьников; принцип адаптированности курса к особенностям психологии школьников; принцип ненасилия принцип ненасилия принцип индивидуализации учебно-воспитательной работы принцип индивидуализации учебно-воспитательной работы принцип усиления эстетической направленности педагогического воздействия; принцип усиления эстетической направленности педагогического воздействия;
Следует помнить ! Личность младшего школьника не является пассивным объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного субъекта процесса нравственного воспитания; формирование нравственных качеств зависит от вида деятельности, в которую личность включается, и активности, которую проявляет ребенок в этой деятельности. Личность младшего школьника не является пассивным объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного субъекта процесса нравственного воспитания; формирование нравственных качеств зависит от вида деятельности, в которую личность включается, и активности, которую проявляет ребенок в этой деятельности.
Преподавание Православной культуры предполагает Использование технологии личностно –ориентированного обучения Использование технологии личностно –ориентированного обучения на основе реализации деятельностного подхода деятельностного подхода
Педагогическая технология совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого- педагогических установок.
Технологии проектные технологии Коммуникационные и мультимедийные технологии творческие Обучение в сотрудничестве диалоговые прблемные
Проектная технология "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить," - вот основной тезис современного метода проектов. "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить," - вот основной тезис современного метода проектов.
Метод проектов предполагает: проблема цель Самостоятельные действия Оформление и презентация конечных результатов
Мультимедийные технологии позволяют: Увеличить объем изучаемого материала Увеличить объем изучаемого материала Повысить интерес к предмету Повысить интерес к предмету Способствуют формированию умений и навыков групповой и самостоятельной работы Способствуют формированию умений и навыков групповой и самостоятельной работы
Игровые технологии Дидактические игрыИнтеллектуальные РолевыеТворческие Развивающие и др. Для каждого вида игр существует своя технология. Но можно выделить ряд типичных операций для игровой технологии, используемой в образовательных целях. Игровая технология имеет определенную структуру. Основные документы, которые дают полное описание структуры игры, - это проспект, сценарий, описание игровой обстановки, инструкции игрокам, руководства для преподавателя и счетной группы.
Нравственное воспитание требует тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков.
Предпочтительные методы обучения, которые применяются в ходе преподавания курса: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 3) нравственный диалог; 4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 6) работа с текстами, картами, составление кроссвордов. Во время учебной работы следует опираться на интеграцию различных областей знания: истории, географии, изобразительного искусства, музыки и др. Дети дожны стараться использовать на уроке все знания, которые они приобрели, изучая учебные дисциплины, почерпнули из художественной литературы, фильмов и собственного опыта.
Педагогический аспект православной культуры мы понимаем как возрождение традиций православия, приобщение нового поколения к системе культурных ценностей русского народа. Это становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Педагогический аспект православной культуры мы понимаем как возрождение традиций православия, приобщение нового поколения к системе культурных ценностей русского народа. Это становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.