Февраль 2008 г. Москва Данная презентация предназначена для выступления на Четвертом Всероссийском Конгрессе «Рынок потребительского кредитования в России». Любое цитирование возможно только с указанием ссылки на источник – ООО «ФОСБОРН ХОУМ» Четвертый Всероссийский Конгресс «Рынок потребительского кредитования в России» ПЕРСПЕКТИВЫ БРОКЕРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ POS-КРЕДИТОВАНИЯ
2 СТРУКТУРА РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ (1-2) Кредитные карты Ссуды на неотложные нужды POS-кредитование Сегмент кредитных карт замещает сегмент POS-кредитов и ссуд на неотложные нужды. Тем не менее, сегмент POS-кредитования растет в абсолютном выражении, но значительно меньшими темпами, чем в другие сегменты потребительского кредитования Основные продукты: Темпы роста сегментов потребительского кредитования (по объему кредитования в денежном выражении): Кредитных карт – 60% в год Ссуд на неотложные нужды – 30% в год POS-кредитования – 10-15% в год
3 СТРУКТУРА РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ (2-2) POS-кредитование, тем не менее, остается одним из самых популярных видов потребкредитования по количественному показателю. Банки используют этот низкодоходный продукт для формирования клиентской базы В середине 2007 г. рентабельность этого бизнеса снизилась в связи с тем, что закон обязал банки раскрывать потребителю эффективную процентную ставку (ЭПС) На сегодня доля потребительских кредитов, выдаваемых через брокеров, мала. В основном брокеры работают с крупными потребкредитами, выдаваемыми через отделения банков. Доля брокеров в объеме сопровождаемых потребкредитов не превышает 10%
4 СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ОДОБРЕНИЙ В POS-КРЕДИТОВАНИИ МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ НА РЫНКЕ РИТЕЙЛЕРЫ БАНКИ Не все желающие могут получить кредит (присутствие даже нескольких банков в розничной точке еще не гарантирует получение кредита) Присутствие в розничной точке представителей нескольких банков провоцирует повышенную конкуренцию На сегодня присутствие нескольких банков в небольших торговых точках или местах с невысокой проходимостью (салонах сотовой связи, мебельных магазинах) невозможно из-за недостатка места и высоких операционных расходов на содержание сотрудника банка при малом объеме выдачи В результате ритейлер вынужден или сотрудничать с одним банком, что отрицательно сказывается на количестве акцептованных кредитов, или отвлекать собственных сотрудников для оформления кредитов, что негативно влияет на объем продаж и сложно реализуемо в связи с необходимостью обучения небанковских сотрудников
5 КРЕДИТНЫЙ БРОКЕР – ЗАМЕНА БАНКА ДЛЯ РИТЕЙЛЕРА Присутствие кредитного брокера в розничных точках может стать оптимальным вариантом развития для всех участников процесса POS-кредитования – как для ритейлера, так и для банка, так и для потребителя РИТЕЙЛЕРЫ БАНКИ ПОТРЕБИТЕЛИ Повышается процент одобрения за счет того, что брокер представляет сразу целый ряд банковских программ Банкам не требуются расходы на содержание розничных точек, персонал и рекламу Потребитель получает возможность выбора лучшего предложения из большого количества кредитных программ
6 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ РИТЕЙЛЕРА Экономия места - торговая организация получает возможность собрать неограниченное количество банков на «одном рабочем месте» Лучшие условия кредитования для своих клиентов - создание здоровой конкуренции среди банков на территории торговой точки Рост оборачиваемости средств - присутствие нескольких банков позволит гарантировать выдачу кредита практически любому посетителю Рост лояльности клиентов - продавец не ограничивает покупателя в выборе банка-кредитора Увеличение объема продаж - наличие одновременно нескольких положительных решений от различных банков позволит проводить на территории торговой точки различного рода промоакции и распродажи
7 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ БАНКА Расширение дистрибуции - путем входа в новые торговые точки, присутствие в которых ранее не осуществлялось из-за отсутствия места Сокращение операционных расходов - отсутствует необходимость содержание сотрудника банка на территории ритейлера Рост лояльности клиентов - привычный, удобный покупателю банк присутствует во всех местах розничной продажи товаров Открытие новых направлений розничного кредитования - присутствие в местах, работа в которых ранее считалась экономически нецелесообразной Увеличение объемов продаж - в связи с открытием новых направлений развития розничного бизнеса Снятие «боязни кредитования» - путем обеспечения и соблюдения единого стандарта сервиса во всех точках присутствия
8 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ POS- КРЕДИТОВАНИЯ Развитие рынка кредитных карт и новый виток популярности кредитов на неотложные нужды приведет в ближайшие несколько лет к уменьшению роста объемов POS-кредитования POS-кредитование постепенно будет эволюционировать – от предоставления обычных кредитов банки перейдут к выдаче потребителям кредитных карт и нецелевых ссуд Присутствие брокеров в нынешней системе POS-кредитования в ближайшие 2-3 года выгодно: - брокерам – с точки зрения развития собственных каналов дистрибуции - банкам – с точки зрения сбалансированного перехода на новые продукты (кредитные карты и ссуды на неотложные нужды)
9 Первый профессиональный кредитный брокер, лидер на своем рынке в России 2006 г. - $60 млн кредитных сделок, 2007 г. - $275 млн кредитных сделок Сфера деятельности «ФОСБОРН ХОУМ» сопровождение получения ипотеки, потребительских, автокредитов и кредитов на развитие малого и среднего бизнеса. Также, среди услуг компании перекредитование ипотеки, кредитование под залог существующей недвижимости, страхование, а также операции по работе с недвижимостью «ФОСБОРН ХОУМ» оказывает услуги клиенту с момента оказания первой бесплатной консультации до полного расчета по банковскому кредиту Сегодня у «ФОСБОРН ХОУМ» заключено более 50 партнерских соглашений с крупнейшими банками России В апреле 2007 г. открытием офиса в Санкт-Петербурге положено начало региональной экспансии. В июле этого же года начал свою работу филиал «ФОСБОРН ХОУМ» в Нижнем Новгороде, в августе в Екатеринбурге, в сентябре – в Новосибирске. К концу 2009 года компания будет работать еще в 50 российских регионах «ФОСБОРН ХОУМ» является членом Российского союза промышленников и предпринимателей, Московской торгово-промышленной палаты и Торгово- Промышленной палаты Санкт-Петербурга, Международного ипотечного клуба, Ассоциации региональных банков России, Российской гильдии риэлторов и Московской ассоциации-гильдии риэлторов, Ассоциации строителей России, Национальной саморегулируемой организации участников рынка жилищного кредитования, Партнерства содействия деятельности оценочных фирм «ФОСБОРН ХОУМ»