Деятельность как способ существования людей Тема: Деятельность людей и её многообразие Антонина Сергеевна Матвиенко
Цель: конкретизировать понятие «деятельность» как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром
План : Сущность и структура деятельности Потребности и интересы Многообразие видов деятельности Творческая деятельность
Сравните два определения: «Деятельность форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». «Деятельность форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».
Деятельность Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – это проявление активности. Деятель – это человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности Поведение животных Что отличает? Поведение человека Инстинкт - приспособление Разумная деятельность – преобразование. Деятельность сообразуется с целью
Сущность и структура деятельности Субъект деятельности тот, кто осуществляет деятельность Объект это то, на что она направлена может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.
Цель Средства достижения Результат Цель это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии Результат – это итог, продукт деятельности Деятельность состоит из действий ХорошоПлохо ХорошоПлохо
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего? Прочитайте причту: «Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.» О чем причта? Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло
Что движет человеческой деятельностью? Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию. Потребность это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. (Биологические потребности, Социальные потребности, Идеальные потребности ) Убеждения Интересы
К каким группам потребностей относятся данные высказывания? Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию». Г.Белль: «Сон прекрасен тем, что уравнивает человека и животное». Ю.Нагибин: «Если определить его главную устремленность – он всегда кому-то помогал…Помогать было его призванием»
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей Разрушительная деятельность Созидательная деятельность
Классификация видов деятельности Критерии для классификацииВиды деятельности Отношение человека к окружающему миру - Практическая - Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная - Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная - Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд - общение
Творческая деятельность Какие ассоциации возникают у вас при слове «ТВОРЧЕСТВО»? это деятельность, порождающая нечто качественное новое, никогда ранее не существовавшее. Источником деятельности может быть воображение фантазия
Проверь себя: 1) В чем заключается социальная сущность деятельности? 2) Какова структура деятельности? 3) Что такое субъект и объект деятельности? 4) Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности? 5) Каковы мотивы деятельности? 6) Как соотносятся потребности и интересы? 7) В чем особенности творческой деятельности?
Домашнее задание: Подготовиться к тесту Прочитать параграф 17 Прочитать источник на стр. 178, ответить на вопросы.