Презентация на тему «Частицы» Выполнила: Третьякова Маша, ученица 7 «В» класса МОУ «Гимназия 11» г. Бийска Алтайского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Двадцать четвертое февраля Классная работа Тема урока: Понятие о частице. Урок в 7 классе Учитель: Кулишкина Марина Сергеевна.
Advertisements

Частицы Частица – это служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: 1) Формообразующие – служат для образования форм слова: Пусть, пускай,
Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их. -У-У-У-Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. -Н-Н-Н-Неужели дятел?
Скажи мне - и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь. Китайская мудрость.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц»
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц» учитель русского.
Система частей речи Самостоятельные части речи: Самостоятельные части речи: 1.Существительное 2.Прилагательное 3.Числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие.
Презентация к уроку по теме «Частицы». Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования.
Формообразующие служат для образования формы слова Образуют наклонение глаголов Образуют степени сравнения прилагательных и наречий ПовелительноеУсловное.
Знакомство с разрядами частиц.. частицы модальны е Формообразу- ющие Модальные (смысловые) отр иц ате ль ны е.
Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их. -У-У-У-Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. -Н-Н-Н-Неужели дятел?
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Частицы Автор: Потапов Михаил, 7-а класс Учитель Потапова Т.В. город.
Как часть речи. I. Частица – это служебная часть речи, которая 1) служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного.
ЧАСТИЦЫ Автор работы - учитель русского языка МОУ гимназия 82 Абауи Елена Петровна.
Макеева Вера Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ Тогучинского р-на Киикская СОШ.
Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
Частица к к к как ч ч ч часть р р р речи Выполнила учитель русского языка Свечаревская С.А.
Частица !!!Вспомни!!! Частицы - служебные слова, которые служат: 1)для образования наклонении глагола. 2)для выражении различных оттенков значение в предложении.
Частица как служебная часть речи Пособие к урокам русского языка в 7 классе по учебникам В.В. Бабайцевой. Автор презентации учитель русского языка и литературы.
Частица как часть речи Частица – служебная часть речи, которая служит: - для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний Ну и смешной же ты.
Транксрипт:

Презентация на тему «Частицы» Выполнила: Третьякова Маша, ученица 7 «В» класса МОУ «Гимназия 11» г. Бийска Алтайского края

Служит для образования форм глагола Придаёт различные дополнительные оттенки значения словам и предложениям Неизменяемая служебная часть речи Не является членом предложения, но может входить в их состав.

Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком – когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов). Более 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин частица употребляется и в узком значении – для именования конкретной части речи. Какая точка зрения, на ваш взгляд, более убедительная? Почему? Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

Бы, Ли, Же... Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то Кое или Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой. Частицы Бы, Ли, Же не таковы; несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить. Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль. А в неслужебное время... О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время! – Если бы у меня было не две, а три буквы, – говорит частица Бы, – я бы такое сказала!

Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница! – Вряд ли, – возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться. – Да нужна ли тебе лишняя буква? – Это же пустой разговор, – останавливает их Же, привыкшая реально смотреть на вещи. – Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию. Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному: Бы мечтает, Ли сомневается, Же утверждает. И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!

Только ты можешь мне помочь. ( Частица только выделяет слово ты, усиливает его значение в предложении); Пусть всегда будет солнце! (С помощью частицы пусть образовано повелительное наклонение глагола); Знали бы вы, как прекрасен наш город весной! (С помощью частицы бы образовано сослагательное (условное) наклонение глагола); Мой друг! Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (Частица ли - средство образования вопросительного предложения); Самым отважным в бою был он! (Частица самый образует превосходную степень имени прилагательного); Какой- нибудь попутчик ему подвернется! (Частица –нибудь образует неопределенное местоимение)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕМОДАЛЬНЫЕ ФОРМООБРА- ЗУЮЩИЕ БЫ (Б) ДА, ДАВАЙ (-ТЕ) ПУСТЬ, ПУСКАЙ БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, САМЫЙ -ТО, КОЕ-, -НИБУДЬ, -ЛИБО, НЕ НИ ВНОСЯТ СМЫСЛОВЫЕ ОТТЕНКИ: вопрос указание уточнение выделение ВЫРАЖАЮТ ЧУВСТВА: восклицание сомнение усиление смягчение

ВОПРОС : ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ, ЧТО ЛИ (разг.), УЖЕЛЬ (устар.) УКАЗАНИЕ : ВОТ(А ВОТ), ВОН (А ВОН) УТОЧНЕНИЕ : ИМЕННО, КАК РАЗ ВЫДЕЛЕНИЕ : ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ПОЧТИ ВОСКЛИЦАНИЕ: ЧТО ЗА,КАК СОМНЕНИЕ: ВРЯД ЛИ, БУДТО ЕДВА ЛИ, КАК БУДТО, ВРОДЕ,СЛОВНО УСИЛЕНИЕ : И, ДАЖЕ, ДАЖЕ И, УЖ, ВЕДЬ, НИ, ВСЕ, ВСЕ-ТАКИ, ЖЕ СМЯГЧЕНИЕ: -КА

Частица НЕ употребляется 1)для отрицания (это ее основное значение) 2)в предложениях с двойным отрицанием, которые имеют значение утверждения: Не мог не помочь (т.е. должен был помочь) 3) в вопросительных и восклицательных предложени- ях, которые выражают предположение, обобщение, необходимость, опасение, вежливую просьбу: Частица НИ употребляется 1)для отрицания 2)для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ, стоящей перед сказуемым, или словом НЕТ: Он не сказал ни слова. Вокруг нет ни души. 3) для усиления утверждения, когда употребляется в прида- точной части сложноподчиненно- го предложения (вносит обобща- ющий или уступительный оттенок значения):

Не пойти ли нам домой? Куда он только не обращался? 4) если входит в состав сочетаний слов ПОКА НЕ, ЧТОБЫ НЕ, ЕДВА ЛИ НЕ, ЧУТЬ ЛИ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ Он помогал всем, кто бы к нему ни обращался. 4)в ряде устойчивых сочетаний: НИ ТО НИ СЁ, НИ РЫБА НИ МЯСО, НИ СЛУХУ НИ ДУХУ

Закончи предложения. 1.Куда не пойду,__________________________________ Куда ни пойду,__________________________________ Куда ни пойду,__________________________________ 2.Кого не просил,________________________________ Кого ни просил,________________________________ Кого ни просил,________________________________ Вставь НЕ или НИ На море …волн, …ветра. 2. Здесь…место и …время вести разговоры Из леса…доносилось …единого звука. 4. …звука, кроме вздохов моря. 5.Трудно было понять, какой породы щенок: …бульдог, …такса, …пудель.

… у птиц забавные встречаются имена... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка... рога и птичка- завирушка есть. Или... юла.... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и... чечевица. А... плохое название чиж или чечетка.... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?... Названия-прозвища лучше всего! (По Н.И.Сладкову.) Задание. Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто). Сделайте вывод о роли частиц в тексте.