учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 12» Филиппова Марина Михайловна Презентация по теме:
1.Приставочный: ходить переходить; город пригород 2.Суффиксальный: учить учитель; город городок 3.Приставочно-суффиксальный: окно подоконник 4.Бессуффиксный: синий синь; вывозить вывоз 5.Сложение слов: школа-интернат; основ: с помощью гласных О и Е: летопись, пешеход; начальной части слова с целым словом: стенгазета, полдыни 6. Сокращение основ (аббревиация): МГУ, профком, РФ.
Части речи Самостоятельные 1)имя существительное 2)имя прилагательное 3)имя числительное 4)глагол 5)наречие 6)местоимение 7)причастие 8)деепричастие 9)слова категории состояния Служебные 1)союзы 2)предлоги 3)частицы Междометия
Умей находить словосочетания с требуемым видом подчинительной связи или определять вид связи в предложенном словосочетании. Выросший цветок Согласование Интересоваться искусством Управление Говорить улыбаясь Примыкание Смысловая связь в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: предмет и его признак: серебряный иней; действие и предмет: стремиться к знаниям; признак и его степень: по-весеннему свежий.
Легко найти односоставные предложения, зная их группы: Определенно-личныеНеопределенно-личныеБезличныеНазывные подле жащее сказуе мое двусос тавное
Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. На письме они выделяются запятыми, реже – тире. Особая трудность возникает при нахождении приложений. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Например: «Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана» «Кремль стоит на берегу Москвы-реки» «Бабушка-старушка из окна глядит»
Виды придаточного предложения ВопросыСоюзы и союзные слова ОпределительныеКакой?Которые, где, куда, какой, откуда, чей ИзъяснительныеВопросы косвенных падежей Союзы: что, как, будто, чтобы, ли, как. Союзные слова: когда, куда, сколько Степени и образа действия В какой степени? Насколько? Как? Союзы: что, чтобы, будто, как будто, словно. Союзные слова: как, сколько СравнительныеКак?Будто, как, как будто, словно, точно МестаГде? Куда? Откуда?Союзные слова: где, куда, откуда ВремениКогда? Как долго? С каких пор? Союзы: когда, пока, едва, с тех пор пока, после того как ЦелиЗачем? С какой целью?Союзы: чтобы, для того чтобы, затем чтобы, дабы, с тем чтобы ПричиныПочему? Отчего?Союзы: ибо, потому что, так как СледствияВследствие чего?Союз: так что УсловияПри каком условии?Союзы: когда, если, коли, раз УступкиНесмотря на что?Союзы: хотя, пускай, даром что
Умей анализировать текст. Сопоставь указанное предложение с предыдущим и найди в нем слово или словосочетание, в котором повторяется смысл предыду- щего высказывания. Используй различные средства языка: лексический повтор однокоренные слова личные и указательные местоимения местоименные наречия (там, тогда) синонимы антонимы слова со значением части целого союзы (преимущественно сочинительные) единство видовременных форм синтаксический параллелизм неполнота предложений и другие.
Эпитет- образное определение. Напр.: «Утро седое» Метафора- скрытое сравнение. Напр.: «Под нами щетка лесов» Олицетворение- наделение предметов чувствами. Напр.: «Березы говорят» Гипербола- преувеличение. Напр.: «В сто сорок солнц закат пылал» Сравнение – «Луна взошла багровая и хмурая, точно больная» Антитеза- противопоставление. Напр.: «Мил сегодня, а завтра далек» Градация- расположение слов по возрастающей (убывающей) значимости Парцелляция - расчленение предложения. Напр.: «Ребенка нужно учить чувствовать. Красоту. Людей.» Лексический повтор- повторение в тексте одного и того же слова. Напр.: «Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза» И другие…
В виде слова (например: сложноподчиненное) В виде словосочетания ( например: радостно улыбаясь) В виде перечня слов (например: раскатившийся, переползающий) В виде цифры (например: 2, 7, 16). Умей самостоятельно сформировать ответ и оформить его кратко