Стратегия развития информационного общества в России: политика формирования и индикаторы ЧУГУНОВ Андрей Владимирович, канд. политич. наук, генеральный директор Некоммерческого партнерства ПРИОР Северо-Запад, доцент СПбГУ 15 декабря 2008 г., РОИС-2008
2 Региональная образовательная информационная среда Важным фактором развития региональной образовательной информационной среды является комплексное использование ИКТ Три направления ресурсной поддержки: Государственный ведомственный (программы Минобрнауки, региональные программы информатизации образования…) Государственный межведомственный (ФЦП «Электронная Россия», Национальный проект «Образование»…) Негосударственный (международные и частные фонды – ИОО «фонд Сороса», НФПК…)
3 Развитие информационного общества Важным фактором перехода страны на инновационный путь является реализация Стратегии развития информационного общества Стратегия утверждена Президентом России (7 февраля 2008 г.) В настоящее время идет работа над проектом плана реализации Стратегии Вопросы реализации Стратегии рассматривались на заседании Президиума Госсовета в Петрозаводске (17 июля 2008 г.) При Президенте РФ создан Совет по развитию информационного общества (6 ноября 2008 г.)
4 Программы развития информационного общества в регионах В регионах России формируются региональные программы и /или планы реализации Стратегии В настоящее время это, в основном, три подхода: ИО = информатизация региона ИО = «электронное правительство» региональная программа формируется на основе федеральной Стратегии… В большинстве регионов за программы ИО отвечают информационные подразделения без учета интересов других секторов (образование, культура и др.). Есть исключения – С.-Петербург, Республика Карелия …
5 Программы развития информационного общества в регионах Анализ ситуации а регионах России: региональными властями недооценивается необходимость комплексного подхода к развитию информационного общества всего 12% субъектов РФ предусмотрели в программах информационного развития не только информатизацию органов власти, но и информатизацию больниц, школ, библиотек… Задача: обозначить систему показателей, которые влияют на оценку качества работы региона и его руководства
6 Мониторинг развития информационного общества ПРОЕКТ: Подготовка рейтинга информационного развития субъектов Российской Федерации и уровня использования технологий электронного правительства в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов РФ ПРОГРАММА: Федеральная целевая программа «Электронная Россия ( годы)» БЕНЕФИЦИАР: Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ЗАКАЗЧИК: Федеральное агентство по информационным технологиям
7 Мониторинг развития информационного общества ИСПОЛНИТЕЛЬ: Государственный университет – Высшая школа экономики (Институт статистических исследований и экономики знаний) ПРОЕКТНАЯ ГРУППА: Эксперты, представляющие: Рабочую группу по развитию ИО Общественной палаты РФ, ПРИОР Северо- Запад, Российскую ассоциацию электронных библиотек, информационно-аналитических структур из субъектов Федерации и др.
8 Базовая схема рейтинга информационного развития Система показателей рейтинга информационного развития субъектов РФ Тематические рейтинги СтруктурныеЦелевые ИКТ-инфраструктура Кадровый потенциал информационного развития региона Расходы на ИКТ Использование ИКТ населением Использование ИКТ в экономике Использование ИКТ в РОИВ Использование ИКТ в ОМС Использование ИКТ в образовании Использование ИКТ в здравоохранении Использование ИКТ в сфере культуры Использование ИКТ в общественных организациях Навыки использования ИКТ Компьютерная инфраструктура Интернет-инфраструктура Использование ИКТ во взаимодействии организаций с органами управления Информатизация бизнес-процессов Использование средств защиты информации Характеристики доступа к Интернету Доступ к ИКТ домохозяйств Телемедицина Реализация Стратегии развития информационного общества Cоциально-экономические условия развития информационного общества Интегральный рейтинг информационного развития субъектов РФ
9 Организационная схема программы мониторинга
10 Задачи развития программы мониторинга ИО Совершенствование методики, инструментария и информационной базы мониторинга развития ИО Проработка методики регионального мониторинга с учетом муниципального уровня Запуск пилотных региональных исследований и на этой основе подготовка рекомендаций по развитию методологии и проведения исследований Создание базы данных показателей и рейтингов (открытость и прозрачность) Формирование партнерской сети
11 Информационное развитие и инновации Задача перехода на инновационное развитие требует выработать новые подходы определения ориентиров и приоритетов в сферах: образования науки и технологического развития развития национальной инновационной системы государственного управления и внедрения программно-целевого подхода Необходимо формировать систему текущего мониторинга процессов инновационного развития во взаимосвязи с развитием информационного общества
12 Индикаторы инновационной деятельности С 2006 года в государственной статистике объем инновационного производства и услуг стал фиксироваться по двум разделам: добывающее и обрабатывающее производство, энергетика и т.п. связь, деятельность связанная с использованием вычислительной техники и ИКТ Причина – необходимо фиксировать динамику процесса перехода на инновационный путь развития и формирование информационной экономики В конце 2007 года были получены первые данные
13 Инновации в сфере ИКТ в регионах России Доля инновационных товаров и услуг в сфере ИКТ в общем объеме товаров и услуг (данные Росстата по федеральным округам, 2006 год, проценты) Источник: Индикаторы инновационной деятельности: 2008 / Минорбнауки, Росстат, ГУ-ВШЭ. М., С
14 Инновации в сфере ИКТ на Северо-Западе Доли округов в общем объеме инновационных товаров и услуг в сфере ИКТ (данные Росстата по федеральным округам, 2006 год, проценты) Всего объем составил 63,4 млрд руб. – из них Северо-Западный федеральный округ произвел инновационных товаров и оказал услуг на 32,5 млрд руб. – что составляет более 51%
15 Выводы Образовательная общественность должна занять активную позицию и включится в проработку программ и планов реализации Стратегии ИО Необходимо выстраивать систему мониторинга информационного развития сферы образования на региональном и муниципальном уровнях Важным компонентом формирования региональной политики развития ИО является создание общественных советов ПРИОР Северо-Запад готов содействовать инициативам образовательного сообщества
16 контакты ЧУГУНОВ Андрей Владимирович генеральный директор Некоммерческого партнерства ПРИОР Северо-Запад тел./факс: (812)
Спасибо за внимание!