Образовательная политика и оценивание. Опыт России. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. СЕССИЯ 2 Учебный курс «Система оценки качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эксперимент по введению ЕГЭ как проект В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Юбиляр, однако! Семинар Высшей школы экономики «Уроки ЕГЭ.
Advertisements

Использование результатов национальных экзаменов: опыт России. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Учебный курс «Использование результатов.
СЕССИЯ 4 Российская система оценки качества образования: уроки и перспективные задачи Болотов В.А. Вице-президент Российской академии образования, д.п.н..
Использование результатов национальных экзаменов и международных исследований. Опыт России. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. СЕССИЯ.
Развитие системы ОКО в России: уроки и перспективы Международный форум «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» г. Ярославль, апреля 2013 года Болотов.
Оценка качества образования в России: национальные вызовы Вице-президент РАО Болотов В.А. Международная конференция «Российское образование в зеркале международных.
Системы национальных экзаменов в Российской Федерации В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. О.А. Решетникова заместитель директора РТЦ,
Современные подходы к оценке качества образования В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н.
«Перспективные задачи построения ОСОКО в Российской Федерации» Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика: ключевые проблемы и направления.
Мастер-класс «Проектирование систем оценки качества образования» Международная конференция «Мониторинги школьного образования – перспективы межстранового.
ВЕБИНАР «Региональный опыт построения системы оценки качества образования» Ключевые вопросы 16 марта 2012 года Российский тренинговый центр Института управления.
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
Представление учебного курса Вальдман И.А., директор Российского тренингового центра Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика:
Международные сравнительные исследования качества образования В.АБолотов вице-президент РАО Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги образовательных.
1 Организация и проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена (Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001.
Представление учебного курса Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений школьников и результатов мониторинговых исследований для.
Апробация независимой оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в условиях построения.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Российский тренинговый центр Института управления образованием РАО ВЕБИНАР «Региональный опыт построения системы оценки качества образования» Ключевые.
Ключевые аспекты использование результатов оценки на разных уровнях образования. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. СЕССИЯ 7 Учебный.
Транксрипт:

Образовательная политика и оценивание. Опыт России. В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. СЕССИЯ 2 Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика: ключевые проблемы и направления развития» июня 2012 года, Кыргызская Республика

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОКО ОСНОВНЫЕ УРОКИ

ЦЕЛИ Выделить наиболее значимые уроки, извлечённые из опыта построения и реформирования национальной системы оценки качества образования, которые могут быть использованы при проектировании новых направлений реформирования образования.

Урок 1. Политическая поддержка Политическая поддержка не только в принятии решения о проведении реформы, но и в последовательном отстаивании этого решения на этапе реализации (когда многие профессиональные и общественные группы сопротивляются изменениям, и поддержку не так просто завоевать). Указ Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ" Указ Президента РФ "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления (МСУ) городских округов и муниципальных районов"

Урок 1. Политическая поддержка При проведении реформы сверху важно: вести целевую работу со стэйкхолдерами на всех уровнях. уделить особое внимание работе с региональной «элитой» (губернаторами, министрами образования).

Перспективные задачи 1 1) Оптимизация политических решений (по содержанию и способам реализации). 2) Корректировка политических решений на основе обратной связи.

Урок 2. Шаг за шагом Поэтапное внедрение в режиме эксперимента по созданию устойчивой технологии внешней оценки - один из факторов успеха при введении ЕГЭ. Нужно было время: - чтобы отработать технологии проведения, понять наиболее серьёзные проблемы и затруднения, скорректировать структуру и содержание экзамена. - для выращивания региональных команд по проведению ЕГЭ.

Перспективные задачи 2 1) Введя один мощный инструмент ЕГЭ, необходимо создавать систему оценки качества образования, включающую и другие инструменты оценки учебных достижений учащихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и систем. 2) Сроки эксперимента должны быть разумными. Не следует жить в состоянии перманентного эксперимента, оттягивая введение изменений.

Урок 3. Общественная дискуссия Введение масштабных изменений, затрагивающих интересы большого числа общественных и профессиональных групп, невозможно обеспечить без общественной поддержки. Ключевым фактором становится умело организованная, широкая и открытая общественная дискуссия. Общественная дискуссия должна быть результативной – выявлять реальные проблемы и предлагать варианты их решений.

Перспективные задачи 3 1) Авторы нововведений должны планировать проведение общественной дискуссии в качестве одного из основных мероприятий планируемых изменений (реформы). 2) Организация взаимодействия представителей профессионального сообщества с целью поддержки изменений включает: - активную профессиональную коммуникацию по основным проблемам, - создание открытых площадок для обмена профессиональным опытом педагогов, исследователей, экспертных групп.

Урок 4. Общественный контроль Единый государственный экзамен является процедурой оценки с высокими ставками, как для учеников, так и для учителей и школ, работу которых оценивают по его результатам. Система общественного контроля – эффективное средство против преднамеренных нарушений процедуры проведения ЕГЭ и фальсификации результатов.

Перспективные задачи 4 Открытость и прозрачность процедуры ЕГЭ может обеспечиваться за счёт: 1) привлечения независимых общественных наблюдателей при проведении экзамена, 2) публикации результатов в СМИ (включая случая нарушений и фальсификации), 3) обсуждения результатов с привлечением авторитетных общественных организаций.

Урок 5. Интерпретация результатов Некорректная интерпретация результатов измерений при проведении оценки учебных достижений была и остается важнейшей проблемой. Опыт ЕГЭ показал, что зачастую данные экзамена используются для неправомерного сравнения и рейтингования школ и муниципалитетов, без учёта условий, влияющих на деятельность образовательных учреждений.

Перспективные задачи 5 Требуется подготовка подробных методических руководств о том: - каким образом должны анализироваться результаты экзамена (или другой программы оценки); - какие решения могут приниматься на основе имеющихся данных; При реализации политических решений следует избегать «простых» сопоставлений ОУ и образовательных систем без учёта контекстных факторов и результатов других измерений и оценок.

Урок 6. Россия в зеркале международных исследований Результаты исследований способствуют развитию систем образования, только если: они становятся достоянием всего общества, по ним проводятся профессиональные дискуссии, принимаются управленческие решения об изменениях в системе образования.

Перспективные задачи 6 Анализ полученных данных (включая проведение углублённых исследований) с целью совершенствования педагогической практики работы школ и учителей; Распространение и широкое обсуждение результатов исследований среди представителей профессионального сообщества; Выработка и реализация политики с опорой на результаты исследований качества образования. Использование результатов исследований при работе со стандартами нового поколения.

Урок 7. Уроки других стран Изучение международного опыта по решению аналогичных проблем, возникающих в России при построении ОСОКО. Особое внимание следует уделять опыту стран из «российского кластера» (страны с переходной экономикой, переживающие трансформацию социальных институтов).

Перспективные задачи 7 Изучение опыта других стран по введению различных форм и процедур оценки качества образования (не только стандартизированных тестов). Проведение дополнительных углублённых исследований по сравнению результатов России с результатами стран из «российского кластера».

Источники Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А.. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования. Совместная программа Правительства РФ и Всемирного банка READ. SABER: System Assessment and Benchmarking for Education Results. The World Bank.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВВЕДЕНИЮ ЕГЭ КАК ПРОЕКТ

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ «У богатых свои причуды и … проблемы» 1992 г. Миссия Всемирного банка в России (Стив Хайнеман). Рекомендация по введению независимого стандартизированного экзамена. Работа с Нидерландами (бюро Cross) и Великобританией (Британский Совет).

«НУЛЕВЫЕ» 2000 г. Федеральная программа развития образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ Об утверждении федеральной программы развития образования 2001 г. Концепция модернизации образования РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Что имели? Итоговая аттестация - золотые медалисты Вступительные экзамены в Вузы – «свой абитуриент своими руками» Опыт проведения Всероссийского централизованного тестирования (ЦТ)

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ – осень 2000 г. 1)Формирование команды разработчиков. 2)Формат экзамена. Части А, В и С. 3)Технология (Центр тестирования Минобразования, компании ABBYY, КРОК)

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ – зима гг. 4)Коллегия Минобразования России (декабрь 2001г.) 5)Подготовка КИМов (РАО и Вузы). 6)Поиск добровольцев – регионы (Чувашия, Марий Эл, Саха- Якутия, Самарская область) и вузы. 7)Постановление Правительства РФ от г. 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена».

СТАРТ ЕГЭ: февраль - май 2001г. Отработка технологии ежегодной подготовки к проведению ЕГЭ. Принцип обратного счёта. а) согласование работы технологов и разработчиков КИМов, б) тренировки региональных команд, в)оснащение РЦОИ и ППЭ в пилотных регионах, г)нормативное обеспечение: регламенты проведения ЕГЭ, правила проведения выпускных экзаменов, приёма в вузы по итогам ЕГЭ, апелляции …

РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Цели эксперимента : 1)отработка технологии и процедуры проведения ЕГЭ; 2) отработка технологии создания КИМов по всем канонам тестологии; 3) обучение региональных команд.

ИНДИКАТОРЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ГОД Кол-во субъектов РФ Кол-во предметов Кол-во ВУЗов (и филиалов) Все Кол-во ССузов Все

РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Главный принцип - не ухудшить существовавшее положение выпускников и абитуриентов! Главные правила Формирование рабочих групп из разномыслящих. Каждый цикл – разбор полётов по гамбургскому счёту и планирование следующего года со всеми участниками. Все изменения на следующий год закреплять до декабря текущего года. Постоянная подготовка и переподготовка кадров. 100 вопросов и 100 ответов для «чайников». Крупные сбои – оперативные пресс-конференции.

РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Главные упущения и недостатки Не занимались формированием «партии ЕГЭ». Не работали с позитивными откликами (голос сторонников тонул в шуме оппонентов). Не успели сработать на опережение и предотвратить некорректное использование результатов.

РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Публичная открытость Пресс-конференции, публикации в СМИ, работа с регионами.

СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЕГЭ ЕГЭ перегружен Много случаев неправомерного использования результатов: Рейтинги школ и муниципалитетов Аттестация педагогов Оценка деятельности губернаторов «Наказание невиновных и награждение непричастных» ЕГЭ – Мониторинги???

ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ЕГЭ Совершенствование содержания КИМ (ориентация на компетентности) Введение базового и профильного уровней ЕГЭ по обязательным предметам (математика и русский) Повышение информационной безопасности процедуры экзамена Определение роли и места ЕГЭ в оценке работы учителей и эффективности деятельности образовательных учреждений. Мониторинги!