О разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ 25 июля 2011 г. ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» ЗАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский 15 июня 2012 г. Всероссийское совещание по вопросу.
Advertisements

1 Планирование развития распределительного электросетевого комплекса Врио Заместителя Генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» А.М. Пятигор Июнь 2012.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Формирование Схемы и программы развития ЕЭС России Лелюхин Максим Николаевич Заместитель Директора по управлению развитием ЕЭС ОАО «СО ЕЭС»
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
ДТЭиРТ Ярославской области О разработке Схемы развития электрических сетей 35 – 220 кВ на территории Ярославской области на период до 2020 года с перспективой.
Заключенные Соглашения Роскосмоса с субъектами Российской Федерации – эффективный механизм внедрения результатов космической деятельности в регионы Центральный.
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
Взаимодействие органов местного самоуправления, организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, и инвесторов по вопросу.
Требования, порядок принятия и реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Докладчик: Заместитель председателя комитета – начальник.
РОССИЯ 2012 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДИРЕКТОР ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
1 Проблемные аспекты действующего законодательства в сфере планирования развития электросетевой инфраструктуры субъекта Российской Федерации Начальник.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Разработка и оценка инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Докладчик: Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и.
Транксрипт:

О разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ 25 июля 2011 г. ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский

2 Система прогнозирования и планирования электроэнергетики 2 Энергетическая стратегия России (горизонт планирования – 20 лет, разрабатывается один раз в 5 лет, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г р) Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики (горизонт планирования – 15 лет, разрабатывается один раз в 3 года, 3 июня 2010 г. новая Генеральная схема до 2030 г. одобрена на заседании Правительства Российской Федерации ) Схема и программа развития Единой энергетической системы России (горизонт планирования – 7 лет, разрабатывается ежегодно и утверждается Минэнерго России до 1 марта) Схемы и программы развития электроэнергетики субъектов РФ (горизонт планирования – 5 лет, разрабатываются ежегодно и утверждаются субъектами РФ до 1 мая) Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 октября 2009 года 823 к документам, определяющим развитие электроэнергетики, относятся:

1. Прогноз регионального электропотребления 2. Оптимизация развития распределительных сетей синхронизированных с вводом опорных подстанций сети ЕНЭС и обеспечивающих прогнозный спрос на электрическую энергию 3. Стимулирование развития местной генерации (распределенная генерация, когенерация, включая перевод региональных котельных в ТЭЦ, генерация на местных видах топлива, генерация на основе ВИЭ) 4. Координация развития и модернизации систем теплоснабжения муниципальных образований 5. Разработка инвестиционных программ РСК на основе региональных схем и программ 6. Формирование долгосрочных тарифов, стабильных и благоприятных условий привлечения инвестиций в региональную энергетику Основные задачи разработки Региональной программы Основные задачи разработки Схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ (далее – региональных программ) 3

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 года, одобренная на заседании Правительства Российской Федерации Схема и программа развития ЕЭС России на гг. Инвестиционные программы генерирующих и электросетевых компаний на 3 – 5 летний период, утвержденные Минэнерго России в 2010 г. Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Разработка региональной программы в 2011 году должна базироваться на следующих документах: Источники информации для разработки региональной программы 4

Требования Президента и Правительства РФ к региональным программам 5 1. Прогноз спроса на электроэнергию и мощность; 2. Перспективные балансы производства и потребления электроэнергии и мощности; 3. Схема развития электроэнергетики; 4. Информация о развитии электросетевых объектов 110 кВ и выше поименно и сводные данные по ВЛ и ПС ниже 110 кВ; 5. Информация о развитии генерации выше 5 МВт. Постановлением Правительства Российской Федерации от определены требования к Схеме и программе развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации: Разработчик: органы исполнительной власти субъектов РФ при участии системного оператора и сетевых организаций Горизонт разработки: 5 лет Периодичность разработки: ежегодно с утверждением до 1 мая Требования к содержанию программ: Дополнительное требование: Поручением Президента РФ от Пр-839 определено требование предусмотреть в рамках схем и программ перспективного развития электроэнергетики максимальное использование потенциала когенерации и модернизацию систем централизованного теплоснабжения муниципальных образований

Методическая база разработки Региональных программ 6 Для обеспечения единообразия подходов и учета всех требований к Региональным программам Минэнерго России разработало методическую базу формирования программ Разработаны и доведены до субъектов РФ (Приложение к протоколу всероссийского совещания АШ-369пр) Методические рекомендации по разработке схемы и программы развития электроэнергетики субъекта РФ, которые учтены субъектами РФ при разработке программ в 2011 г. Необходима дальнейшая доработка методической базы разработки региональных программ. Необходим специальный порядок разработки и утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ схемы и программы развития электроэнергетики Предложения к «Порядку разработки и утверждения …» разработаны ЗАО «АПБЭ» совместно с ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и представлены в Минэнерго России к

ВСЕГО субъектов РазработаныНе разработаныРазработаныНе разработаны СЗФО ЦФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО ИТОГО Состояние разработки схем и программ субъектов РФ 7 Схемы и программы развития электроэнергетики субъектов РФ на 2010 и 2011 годы

Амурская область; Вологодская область; Владимирская область; Воронежская область; Костромская область; Краснодарский край; Курганская область; Курская область; Московская область; Ненецкий АО; Нижегородская область; Новосибирская область; Омская область; Орловская область; Республика Башкортостан; Республика Саха (Якутия); Республика Хакасия; Самарская область; Смоленская область; Тульская область; Ульяновская область; Чувашская республика; Хабаровский край; Ямало-Ненецкий АО. Состояние разработки схем и программ субъектов РФ 8 23 субъекта РФ, не разработавшие схемы и программы ни разу (в 2010 и 2011 гг.): Архангельская область; Новгородская область; Ленинградская область; Санкт-Петербург; Белгородская область; Тамбовская область; Республика Адыгея; Ростовская область; Республика Ингушетия; Кабардино-Балкарская республика; Карачаево-Черкесская республика; Республика Северная Осетия - Алания; Чеченская Республика; Республика Марий Эл; Республика Мордовия; Тюменская область; Республика Тыва; Красноярский край; Иркутская область; Кемеровская область; Приморский край; Магаданская область; Еврейская автономная область. 24 субъекта РФ разрабатывают программы ежегодно (в 2010 и 2011 гг.):

Вопросы электроснабжения: Постановление Правительства РФ 823 напрямую не указывает необходимость проведения электрических расчетов в Региональных программах. Однако разработка обоснованных предложений по развитию распределительных сетей требует выполнения указанных расчетов. Это существенно увеличивает стоимость и сроки выполнения программы. Необходимо придти к взаимоприемлемому решению вопроса (как предложение – регулярность выполнения расчетов раз в 3 года, использование обосновывающих материалов ОАО «Холдинг МРСК» и др.) В ряде регионов распределительные сети 35 кВ играют важную роль. В связи с этим, при необходимости, целесообразно предусмотреть в Региональных программах возможность поименно выделять новые электросетевые объекты напряжением 35 кВ Предложения по новым электроэнергетическим объектам, отсутствующим (или имеющим более ранние сроки ввода) в Схеме и программе развития ЕЭС России, должны иметь необходимое обоснование Анализ практики разработки Региональных программ 9 Все Региональные программы выполнены в 2011 году с учетом методических рекомендаций Минэнерго России, но с разной степенью проработки отдельных вопросов. Полностью учтены методические рекомендации (лучшие Региональные программы) в следующих субъектах РФ: Калининградская, Новосибирская, Тульская области, Республика Калмыкия, Волгоградская обл.

Меры по развитию когенерации По итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России г. ( Пр-839, пункт 5) Президентом РФ поручено предусмотреть в рамках схем и программ перспективного развития электроэнергетики максимальное использование потенциала когенерации и модернизация систем централизованного теплоснабжения муниципальных образований За период с 1992 года отпуск тепла от ТЭС снизился более чем в 1,5 раза. Доля электроэнергии, выработанной в режиме когенерации, упала с 34% до 28%. В результате увеличения конденсационной выработки средний по стране коэффициент полезного использования топлива на ТЭС упал с 57% до 52%. Общее число котельных увеличилось почти на 10%, в т.ч. мелких котельных до 3 Гкал/час почти на 20% Наименование показателя 2000 г.2010 г.% Число котельных, единиц ,7% в т. ч. мощностью до 3 Гкал/час ,3% от 3 до 20 Гкал/час ,3% от 20 до 100 Гкал/час ,8% Из них: на твердом топливе ,0% на жидком топливе ,1% на газе ,7% Коммунальные котельные в городах России Число мелких коммунальных КУ стремительно растет Число средних и крупных коммунальных КУ резко снижается Суммарная мощность коммунальных КУ снижается из-за вывода крупных коммунальных КУ и вводов промышленных КУ В сравнении с 2000г. в 1,5 раза выросло число коммунальных КУ на газе, резко сократилось число КУ на жидком топливе 10

11 комплексное планирование развития теплосетевой инфраструктуры и теплогенерирующих мощностей координация инвестиционных программ ТГК с администрациями муниципальных территорий максимальное использование имеющегося потенциала ТЭЦ модернизация крупных котельных с установкой эффективных малых установок когенерации перевод котельных в пиковый режим и закрытие неэффективных котельных формирование стабильных и благоприятных условий привлечения инвестиций в теплоснабжение Основные задачи региональных программ развития тепловой энергетики В рекомендациях Минэнерго учтено, что при разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации одним из основных направлений в программе должно стать максимальное использование потенциала когенерации и создание благоприятных условий для инвестиций в теплоснабжение на базе когенерации В регионах практически утрачены компетенции по вопросам комплексного развития эффективных схем энергоснабжения и теплоснабжения муниципальных территорий. Перспективные схемы и программы развития эффективного теплоснабжения не разрабатывались более чем два десятилетия. На восстановление профессионального потенциала и компетенций по планированию развития эффективных систем теплоснабжения требуются дополнительные финансовые затраты и время Наиболее качественно вопросы теплоснабжения отражены в Схемах и программах следующих субъектов РФ: Калининградская; Новосибирская; Тульская. Меры по развитию когенерации 11

Необходимость учета использования местных топлив и ВИЭ в региональных программах (внедрение объектов малой распределенной энергетики) 12 Поручение Президента РФ по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г. (Пр – 1802ГС) Требование по развитию МРЭ: 1. на основе использования местных топлив: 1.1. Отходов лесного, деревоперерабатывающего и целлюлозно-бумажного производства (тех. потенциал лесной биомассы России ~ 48,4 млн. тут.) 1.2. Отходы агропромышленного комплекса и пищевой промышленности (тех. потенциал ~ 74 млн. тут., в основном в ЮФО и Приволжском ФО) 1.3. Твердые бытовые отходы (ТБО) (возможно прямое сжигание ТБО, пиролиз, получение биогаза и его последующее сжигание, технический потенциал использования ТБО в России ~ 9 млн. тут.) 1.4. Торф (ежегодный прирост торфа на болотах России ~ 250 млн. т (0,5-1 мм/год), общие запасы торфа на территории России ~ 175,8 млрд.т при влажности 40%. Наиболее обеспечены торфяными ресурсами северные районы Европейской части страны, Западной Сибири, Урала и Северо-Запада) 2. на основе использования ВИЭ: (согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики на период до 2030 г.) 2.1.Ветровые электростанции: предполагается ввести до 7028 МВт; 2.2. Малые ГЭС: предполагается ввести до 2880 МВт; 2.3. Геотермальные ЭС: предполагается ввести до 415,5 МВт. Необходимо включение в региональные программы мероприятий по использованию местных видов топлива и ВИЭ в целях достижения заданных на федеральном уровне целевых показателей. В настоящее время эта проблематика рассматривается только в 30% региональных программ и в недостаточных объемах.

Развитие малой распределенной генерации, когенерации и ВИЭ в муниципальных образованиях создает новый вызов для РСК По мере развития распределенной генерации РСК будут все в меньшей мере передавать электроэнергию от подстанций ЕНЭС к потребителям и в большей мере от распределенной генерации к потребителям, или передавать излишки электроэнергии от потребителей в сеть Вызовы для РСК 13

Опыт разработки Схем и программ развития электроэнергетики Москвы и Московской области Решением от г. мэром Москвы С.С. Собяниным и Министром энергетики РФ Шматко С.И. было поручено Правительству Москвы и Московской обл. при координации Минэнерго России обеспечить разработку синхронизированных схем и программ развития электроэнергетики Москвы и Московской области. При Минэнерго РФ создана рабочая группа под руководством заместителя Министра энергетики России Шишкина А.Н., на которой рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и синхронизацией Схем и программ развития электроэнергетики Москвы и Московской области, а также инвестиционных программ энергокомпаний Московского региона. Правительством Московской обл г. утверждена Схема и программа перспективного развития электроэнергетики Московской обл. на период гг. Правительством Москвы разрабатывается Схема и программа развития энергетики Москвы на период гг. Планируемый срок утверждения – октябрь-ноябрь 2011 г. Разработка проводится на основе: Схемы теплоснабжения (принята); Схемы газоснабжения (принята); Схемы развития электрических сетей Москвы и Московской области напряжением 110 (35) кВ и выше (разработана, но не принята); Схемы электроснабжения города Москвы на период до 2020 года (распределительные сети 6-20 кВ). (разработана, но не принята) 14

Опыт разработки Схем и программ развития электроэнергетики Ленинградской области Создана совместная рабочая группа Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на которой рассматриваются вопросы, связанные с разработкой технического задания и синхронизацией Схем и Программ развития электроэнергетики, инвестиционных программ энергокомпаний Ленинградской энергосистемы. Недостатком является формирование раздельных схем и программ и отсутствие в рабочей группе координатора (например Минэнерго России). Правительством Ленинградской области утверждены: - Генеральная схема электроснабжения Ленинградской области на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года (принята в 2008 году и в настоящее время ведется ее корректировка); - Схема и Региональная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Ленинградской области на период до 2020 года. Правительством Ленинградской области завершается разработка Программы развития энергетики на период гг. за счет бюджетных источников финансирования в части электроэнергетики (согласно полномочиям субъекта РФ). 15

Опыт разработки Схем и программ развития электроэнергетики Санкт-Петербурга Правительством Санкт-Петербурга утверждены: Генеральная схема теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективны до 2025 года, декабрь 2007 года, ведется корректировка ежегодно Генеральная схема электроснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, июль 2007, ведется корректировка ежегодно Отраслевая схема развития водоснабжения и Отраслевая схема водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, декабрь 2007 года, ведется корректировка ежегодно Генеральная схема газоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года, ноябрь 2009 года, ведется корректировка ежегодно Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт- Петербурга по разделам тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 2015 года, ноябрь 2010 года Региональная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Санкт-Петербурга на период до 2020 года, июль 2010года. Правительством Санкт-Петербурга разрабатывается Схема и программа развития энергетики на период гг. Определены источники финансирования, в том числе бюджетные. 16

Основные проблемы разработки Региональных программ В 2010 году из 45 программ только 11 были утверждены субъектами РФ в апреле-мае. В 2011 году из 33 программ, представленных в МЭ России, 25 программ были утверждены субъектами РФ до 1 мая. Задержка сроков выполнения и утверждения программ: 17 Задержка утверждения Схемы развития ЕЭС: В 2010 году Схема развития ЕЭС России была утверждена Минэнерго России приказом 333 от 15 июля 2010 года. В 2011 году в настоящее время Схема развития ЕЭС России находится в стадии согласования. Среди разработанных программ в 2011 году у 20 % использованы устаревшие данные схемы развития ЕЭС прошлого года. Остальные разработчики схем и программ получали информацию от региональных подразделений ОАО «СО ЕЭС» в рабочем порядке. Актуальность отчетных данных: В ряде субъектов РФ: Дагестан; Коми; Московская область; учтены отчетные данные (уровни потребления, выработки электроэнергии; установленная мощность; максимум нагрузки) за предыдущий (2009 год), что связано как со сроками разработки (отсутствие данных статотчетности, которые опубликовываются только в июле- августе), так и недостаточно налаженными информационными потоками в регионе.

Финансирование и координация разработки Региональных программ Несмотря на отсутствие нормативно-правовой базы, такие регионы как республика Карелия, Санкт-Петербург, Ленинградская, Нижегородская, Костромская области находят возможность закладывать средства для разработки Региональных программ в региональные бюджеты 2. Примеры финансирования за счет внебюджетных фондов: Волгоградская область финансирует разработку Региональной программы за счет средств Центра энергоэффективности 3. Остальные регионы финансируют разработку Региональных программ за счет распределительных сетевых компаний 4. В 70 регионах созданы координационные органы по разработке Региональных программ 5. В интересах Холдинга МРСК – активно участвовать в финансировании Региональных программ и в работе координационных органов

Изменения в постановление Правительства РФ от г. 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» и от г. 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» Основные цели изменений: 1. Учет при разработке региональных программ поручения Президента РФ от Пр-839 по максимальному использованию потенциала когенерации и модернизации систем централизованного теплоснабжения муниципальных образований 2. Интеграция разработки схем и программ с инвестиционным планированием энергокомпаний и процессом формирования тарифов 3. Совершенствование взаимодействия центра и регионов при разработке, согласовании и утверждении Схем и программ, в т.ч. региональных 19

Предложения по изменениям в постановление Правительства РФ от г. 823, касающиеся Региональных программ 20 Суть измененияПункт 1. Зафиксировать единые требования к организации процесса, форме и содержанию Региональных программ, определив Минэнерго России ответственным за формирование порядка их разработки, согласования и утверждения П. 25 доп. абзац 2. Обеспечить для Региональных программ высокоинтегрированных регионов их взаимное согласование между субъектами РФ при координации Минэнерго России П. 25 доп. абзац 3. Ввести требования к органам исполнительной власти субъектов РФ опубликовывать в Интернете информацию о ходе и результатах разработки Региональных программ П. 25 доп. абзац 4. Определить в качестве источника финансирования разработки Региональных программ бюджеты соответствующих субъектов РФ доп. П Определить требования к крупным потребителям электрической и тепловой энергии, а также субъектам электроэнергетики предоставлять информацию по запросу разработчиков Региональных программ П. 26 доп. пп. ж) з) и)

Предложения по изменениям в постановление Правительства РФ от г. 823, касающиеся Региональных программ 21 Суть измененияПункт 6. Зафиксировать дополнительные к существующей редакции Постановления 823 требования по составу Региональных программ с учетом поручения Президента Российской Федерации (перечень поручений от Пр-839 пункт 5) по развитию когенерации, модернизации систем теплоснабжения, развития энергетики на основе ВИЭ и местных видов топлива крупных муниципальных образований, учету стоимостных показателей реализации мероприятий Региональных программ П. 27 доп. пп. д) - л) 7. Ввести порядок мониторинга реализации Региональных программ администрациями субъектов РФ совместно с ОАО «СО ЕЭС». П. 31 доп. абзац 8. Создать координационные органы по разработке и согласованию Региональных программ. доп. П. 34

Предложения по изменениям в постановление Правительства РФ от г. 977, касающиеся Региональных программ 22 Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Суть измененияПункт 1. Обозначить в качестве основания для разработки инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» Схему и программу развития ЕЭС России, для разработки инвестиционных программ РСК - Региональные программы. доп. П Упростить порядок согласования инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» с субъектами РФ, а именно: обязать ОАО «ФСК ЕЭС» согласовывать ее только с теми регионами, на территории которых находятся объекты ЕНЭС, не принадлежащие ОАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности. При этом у регионов сохраняется возможность влияния на формирование инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» через Региональные программы. П. 6. в) 3. Упростить порядок согласования инвестиционных программ энергокомпаний с субъектами РФ, а именно: если замечания субъектов РФ к инвестпрограммам касаются мероприятий, не включенных в Региональные программы, то такие замечания носят рекомендательный характер. П. 9.

Действующий и предлагаемый график согласования и утверждения схемных документов и инвестиционных программ 23 - действующие сроки - предлагаемые сроки Ключевые изменения по срокам: 1. Срок утверждения Региональных программ переносится с 1 мая на 1 марта 2. Срок представления инвестиционных программ энергокомпаний в Минэнерго РФ/органы исполнительной власти субъектов РФ переносится с 15 марта на 1 апреля Цель – Региональные программы должны стать реальной основой для инвестиционных программ энергокомпаний, которые служат основой для тарифных решений

24 Спасибо за внимание! Данную презентацию и другие материалы Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Вы можете найти на сайте –