МБОУ Князевская СОШ. Урок по истории. «Ленинград- мужество, доблесть, отвага». Урок составили: Учитель истории первой категории Новикова Л. А. Школьный библиотекарь Романова Г.Н.
Цели урока: - Углубить знания учащихся об одной из наиболее ярких и героических страниц истории В.О.войны – 900 – дневной блокаде Ленинграда. -Используя умения сравнения, анализа, обобщения представленных материалов, помочь учащимся определить задачи, которые стояли перед жителями города, пути решения этих задач. -Способствовать развитию чувств сопереживания к трагической судьбе ленинградцев, восхищения и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке к врагам; развивать чувство патриотизма и гражданственности.
Блокада Ленинграда вошла в мировую историю как пример патриотизма, сознательного, самоотверженного сопротивления врагу.
Ставшие сегодня доступными документы позволяют нам подробно и достоверно изучить это событие.
Урок проводится в 11 классе. В школьной программе по истории России на изучение блокады Ленинграда не выделяется специального урока. Но учителя истории не ограничиваются формальным упоминанием об этой героической и трагической эпопее. Урок проходит в сочетании с внеурочной и внеклассной патриотической работой школы. Презентация урока ( прилагается).
Мужество, отвага, героизм.
1125 дней длилась битва за Ленинград 900 дней была блокада Ленинграда 1418 дней была В.О. война
Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. В сентябре 1941 года войска гитлеровской Германии вторглись на территорию Ленинградской области. В ставке Гитлера был разработан план полного уничтожения Ленинграда и его жителей.
Враг бросил на город 700 тысяч солдат, 1500 танков, 1200 самолетов…
Вопросы: Когда на ваш взгляд, Ленинград стал военным городом? Своевременно ли появилось постановление ВС Ленфронта? Какие задачи он был призван решать?
Ленинград в блокаде
Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну.
Более полумиллиона ленинградцев участвовало в сооружении оборонительных рубежей.
Если ты фашисту с ружьем Не желаешь навек отдать Дом, где жил ты, жену и мать, Все, что Родиной мы зовем, - Знай: никто ее не спасет, Если ты ее не спасешь Если ты ее не спасешь.
На защиту города поднялись все его жители: 300 тысяч ушли добровольцами на фронт и в партизанские отряды. Женский стрелковый батальон.
Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.
Люди умирали прямо на улицах.
Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на пути, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести.
За первую зиму умерло 252 тыс. человек.
В окруженном городе жило и боролось более 2 миллионов человек. Осажденный Ленинград переживал невероятные трудности с продовольствием, топливом, вооружением и боеприпасами.
Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь. Может, в мире и силы нету, Чтобы всё это превозмочь.
Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда. С 20 ноября 1941 года служащие, иждивенцы и дети получали по 125 г хлеба в сутки.
Вот он, блокадный кусочек хлеба. 125 граммов на весь день.
Вглядись в эти фотографии - и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой.
Зимой г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось - кто не погиб и не ушел, того съели. Тем не менее некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев.
"Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила". "В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька". "В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили". памятник блокадным кошкам.
Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде.
Дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям.
Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера.
Автомобиль "ЗИС-3", доставлявший по "Дороге жизни" грузы в блокированный Ленинград.
Самый великий подвиг школьников блокадного Ленинграда в том, что они учились. 39 школ города работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни.
В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.
На парте осталась открытой тетрадь, Не выпало им дописать, дочитать. Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод. И мы никогда не забудем с тобой, Как наши ровесники приняли бой. Им было всего лишь 12, Но были они – ленинградцы.
Дети в осаждённом городе… Их оказалось около 400 тысяч. Взрослые делали всё, чтобы согреть и накормить детей.
В Ленинграде, на Васильевском острове жила девочка – Таня Савичева и было ей 11 лет. У неё была большая и дружная семья – сестра, брат, дяди, мама и бабушка. Таня всю блокаду вела дневник. Умирающую девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но спасти её было уже нельзя. Таня умерла. О ней и её дневнике позже узнал весь мир.
В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..»
А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Остановят вдруг слова: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
У планеты нашей сердце Бьётся гулко, как набат. Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград. Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в дневник: Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»
Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали женщины, старики и дети.
Ребята – школьники вместе со взрослыми спасали осажденный город. Они потушили десятки тысяч зажигалок, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом
12 летние мальчишки и девчонки встали к заводским станкам.
Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города и соединиться.
18 января 1943 года наши войска, накопив силы, прорвали блокаду. В Ленинград пошли поезда с продуктами и оружием.
Блокада снята!!!
Вскоре после прорыва блокады началась подготовка к полному освобождению Ленинградской области от немецко-фашистских захватчиков. С 14 января 1944 года начались ожесточенные бои, в ходе которых враг был отброшен на километров от Ленинграда.
За залпом залп, гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Не утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом.
900 дней блокады – 900 берёз.
Под этой плитой похоронены ленинградцы погибшие в 1942 году.
Санкт - Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду.
Домашнее задание: Написать эссе, либо подготовить устное сообщение, раскрывающие слова поэта Р.Рождественского «Кроме желания выжить, есть желание жить.»
Спасибо за урок.