Презентация учебного проекта для 7-11 классов «Как нас сосчитали» Автор проекта: Клементе Т.И. Владимир 2008
Мысль выражать все числа знаками, придавая им, кроме значения по форме, еще значение по занимаемому месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, насколько она удивительна. Пьер Симон Лаплас ( ), фран. астроном, математик, физик
Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами и цифрами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведем свой семейный бюджет в рублях и копейках (сотых долях рублей) и т.д. и т.п. Числа, цифры... они с нами везде. А две тысячи лет назад, что знал человек о числах? А пять тысяч лет назад? Вопрос не простой, но очень интересный.
Историки доказали, что и пять тысяч лет тому назад люди могли записывать числа, могли производить над ними арифметические действия. Но записывали они числа совершенно по другим принципам, нежели мы в настоящее время. НАПРИМЕР
Около 3 - 2,5 тыс. лет до новой эры древние египтяне придумали свою числовую систему. В ней ключевые числа 1, 10,100 и т.д. - изображались специальными значками иероглифами. Для записи чисел они употребляли следующие иероглифы: Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Например, запись расшифровывалась так: две тысячи, три сотни, два десятка и шесть единиц.
Сейчас в большинстве стран мира, несмотря на то, что там говорят на разных языках, считают одинаково, "по-арабски". Но так было не всегда. У каждого народа была своя собственная или позаимствованная у соседа система записи чисел. Одни использовали буковки, другие - значки, третьи - закорючки. У кого-то получалось удобнее, у кого-то не очень. Ведь не так-то просто даже имея цифры (значки, которыми записываются числа), записать какое-нибудь число. Для этого нужна система счисления (способ записи чисел с помощью цифр). ( Сразу хочу предупредить, что системы счисления бывают непозиционными и позиционными или аддитивными и мультипликативными Но не стоит пугаться таких грозных слов, на деле все очень просто).
В ходе работы над проектом вам предстоит узнать: 1.Какие системы счисления существуют? 2.Почему мы считаем в десятичной системе счисления? 3.Как изменится жизнь, если мы изменим систему счисления? 4.Какие системы счисления применяются в вычислительной технике?