1 Группа «Новое электронное образование», 2011 Автор учебного пособия творчески самовыражается. Если этого не понимают учащиеся – это трудности учащихся.
Несколько приемов подготовки текстового контента Комфортный автор Минимизация и оптимизация текста Владимир НАУМОВ Руководитель Группы НЭО
Цель учебного текста? С какой целью автор (составитель) учебного текста создает свое произведение? 3 Группа «Новое электронное образование», 2011
Чей интерес? В чьих интересах действует (= пишет) автор/составитель учебного текста? 4 Группа «Новое электронное образование», 2011
«Комфортный» автор/составитель Автор или составитель учебного контента создает свое произведение так, чтобы учебный процесс был комфортен для учащегося был реализован дидактический принцип доступности обучения 5 Группа «Новое электронное образование», 2011
Принципиальный вопрос Учебный текст имеет цель, которая находится 1.за пределами текста 2.непосредственно в тексте 6 Группа «Новое электронное образование», 2011
Важный постулат Цель учебного текста находится за пределами этого текста. Текст – это инструмент для достижения учащимся своей цели. (Разумеется, эта цель пребывает в сфере деятельности учащегося.) 7 Группа «Новое электронное образование», 2011
Цель текста и цель обучения 8 Группа «Новое электронное образование», 2011 Курс: Государственное регулирование таможенной деятельности Цели Средства Информировать, ознакомить Слова, слова, слова … Использовать, применять Интеракции по поводу слов
Текст – это модель деятельности Текст (как и любая система знаков) реализует структурировано представленную деятельность. Структура деятельности предполагает субъекта и объекта, сам процесс, цель, средства, условия и результат 9 Группа «Новое электронное образование», 2011
Учебный текст – это вербальная модель реальной деятельности учащегося 10 Группа «Новое электронное образование», 2011
Текст или набор букафф… 11 Группа «Новое электронное образование», 2011 Избегайте невнятности. Краткие пункты легче понять, чем длинные предложения Из «Правил создания ppt-презентаций» Содержит ли данный текст модель деятельности учащегося? 1.Да 2.Нет 3.Иное
Что такое «невнятность» Проанализируем структуру «невнятности» : субъект объект процесс цель средства условия результат 12 Группа «Новое электронное образование», 2011 Деятельностная модель невнятности
Модель оптимизации текста субъект объект процесс цель средства условия результат 13 Группа «Новое электронное образование», 2011 Предмет, явление, событие, процесс, понятие, процесс, концепция, теория или их части
Как изучать «невнятность»? С чего бы Вы начали изучать невнятность речи при обучении созданию и проведению презентаций? 14 Группа «Новое электронное образование», 2011
Негатив на позитив Вместо «невнятности» поизучаем «ясность» «Ясность речи - это качество речи, которое состоит в том, что речь требует наименьших усилий в восприятии и понимании при сложности ее содержания» 15 Группа «Новое электронное образование», 2011
Ясность и действенность речи Ясность речи достигается ее правильностью и точностью в совокупности с вниманием говорящего к осведомленности и речевым навыкам собеседника. Ясность речи связана с желанием говорящего сделать свою речь удобной для восприятия партнером по общению. Ясность очень важна для действенности речи Группа «Новое электронное образование», 2011
Что такое «ясность речи» Проанализируем структуру «ясности» : субъект объект процесс цель средства условия результат 17 Группа «Новое электронное образование», 2011 Деятельностная модель ясности речи
Сделать речь действенной = обеспечить деятельность Основная функция учебного текста – обеспечить деятельность учащегося с точки зрения ее 1.идентификации 2.планирования 3.исполнения 4.координации 18 Группа «Новое электронное образование», 2011
19 Кто выдал РФ паспорт? Из параграфа «Условия предоставления кредита»: Клиент является гражданином РФ и предоставляет паспорт РФ
Или/или 20 Группа «Новое электронное образование», 2011 Идентификация Планирование ИсполнениеНеобходимо проверить: Наличие у Клиента паспорта гражданина РФ Соответствие фотографии в паспорте личности клиента Соответствие адреса постоянной регистрации Клиента по месту жительства с регионом предоставления кредита… Срок действия паспорта гражданина РФ … Координация
21 Кривотивность Учебный текст – это не игра его автора в творческую угадайку с своим багажом познаний. Цель каждой фразы – регламентировать в явном виде или как саму собой разумеющуюся деятельность субъекта учения по функциям (минимум – одной)
22 Функции с подсказкой Идентификации (что S должен делать?) Планирования (когда S будет делать?) Исполнения (как S будет делать?) Координации (с кем и при каких условиях S обменивается данными и действиями?)
Оформление командировочного удостоверения, банковского депозита, завещательного распоряжения 23 Группа «Новое электронное образование», Идентификациячто S должен делать? 2Планированиекогда S будет делать? 3Исполнениекак S будет делать? 4Координацияс кем и при каких условиях S обменивается данными и действиями?
Хороша ли схема? 24 Группа «Новое электронное образование», Идентификациячто S должен делать? 2Планированиекогда S будет делать? 3Исполнениекак S будет делать? 4Координацияс кем и при каких условиях S обменивается данными и действиями? В чем Вы видите ограничения данной схемы?
Резюме Написание текстового контента – это не только радостная прогулка по волнам своей креативности, но, и прежде всего, – кропотливый труд, основывающийся на знаниях и умениях ответственно и осознанно распоряжаться языком 25 Группа «Новое электронное образование», 2011
Спасибо за труд и терпение! Приглашаем на тренинг «Методы и приемы создания и применения продуктовых электронных курсов» (19-20 мая 2011, Москва) Подробности: