Компетентностный подход к новым стандартам: возможные тьюторские проекты Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании»ТГУ
Основные положения компетентностного подхода Инновация Нововведение, изменяющее качество системы Система образования: Содержание Организация Управление Коммуникации Контексты КП Изменение представлений о качестве образования Требования рынка труда Образовательная политика Образовательный заказ
Исследования результатов образования (2000) 60% затрудняются в анализе текстов 70% не могут провести оценку социальных фактов и явлений 51% не могут создать речевое высказывание
Исследования результатов образования (2009) 1 –ый уровень – владение знаниями и умениями 2-ой уровень - способность учащихся применять знания и умения в простых, не учебных жизненных ситуациях. 3-ий и 4-ый уровни - способность самостоятельно приобретать знания на основе уже имеющихся. 5-ый и 6-ой уровни – способность конструировать новые знания На 2-ом уровне в предметном содержании около 70% учащихся (в странах ОЭСР 90-95%). Не более 10% учащихся стабильно на 3-4 уровне (около трети в лидирующих странах), высокий уровень у нас 2-3% учащихся (10 % в лидирующих) 18% показали низкие результаты: не воспроизводят факты, не приводят примеры явлений, не формулируют выводы (в сравнении с 8%)
Исследования результатов образования (2009) Компетентность в решении проблем 43% школьников обладают умениями, которые «отвечают требованиям 21 века» (70-73% в лидирующих странах). 23% не достигают установленной нижней границы компетентности в решении проблем (5-10%) место среди 40 стран.
Требования рынка труда Работник, способный принимать решения ставить и решать новые профессиональные задачи работать в команде эффективно действовать в условиях неопределенности мобильно перестраиваться
Образовательная политика Болонский процесс Приоритетный национальный проект «Образование» Современные образовательные стандарты Образование как инструмент решения социально-экономических проблем
Образовательный заказ Как оценивают студенты специфику и результативность компетентностных программ?
Новое качество образования знания + компетентности + социализация + индивидуальные приращения
КОМПЕТЕНЦИЯ: СПОСОБНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ ДОСТИГАТЬ РЕЗУЛЬТАТА ЭФЕКТИВНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ
Определение в новых ФГОС Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях; способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда Компетентность – владение определенными компетенциями
Характеристики Компетентность – качество индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно проблемного характера.
Характеристики компетентности Компетентность не сводима к обобщеному способу действия и не может быть сформирована как умение или навык: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность.
Характеристики компетентности Компетентность представлена в культуре в виде реальных персонализированных образцов персонализированного действия. Ключевые компетентности – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту действия.
Сравнение подходов Академический подход Компетентност – ный подход Научность знанийНаучность способов их получения Природосообразность+ социосообразность Прочность через повторение Прочность через применимость
Академический ПОДХОД Компетентностный ПОДХОД Сознательность и активность по отношению к задачам Постановка собственных задач Практика подкрепляет теорию Теория через практику Учет возрастных и индивидуальных особенностей С опережением
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД Компетентностный ПОДХОД Процесс передачиПроцесс учения Репродуктивные методы Активизирующие методы Результат – сумма знаний и умений, личность Результат – готовность к продуктивному, самостоятельному, ответственному действию
Формирование компетенций 1. Получение нового опыта и его рефлексия. 2. Освоение норм нового вида деятельности. 3. Применение полученного комплекса: опыт, ценности, знания, умения - для решения задачи.
Обязательные элементы образовательного процесса Организация мотивации Моделирование деятельности Групповая работа Дискуссионные формы Возможность выбора Предъявление позиции, мнения Презентация продукта Рефлексия результата и процесса
Организация учебного процесса в компетентностном подходе Реализация компетентностного подхода должна предусматривать Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий. Образовательное учреждение должно обеспечить возможность индивидуальных образовательных программ студентов
Образовательное пространство для формирования проф.компетенций Образовательные программы на основе совр.обр.технолог ий и индивидуальных учебных планов НИРС Практики Проекты: образовательн ые, профессиональ ные, социальные Места проявления собственного интереса, заказа, постановки целей образования: консультации, события, семинары-тренинги, рефлексивные и проектные семинары Места получения и рефлексии нового опыта: спец.курсы по вхождению, стажировки, волонтерство, события… пробазаказ освоение норм деятель- ности приме- нение
Модели тьюторства в ОУ Тьюторская позиция педагога: ориентация на проявление интереса, формирование заказа на образование, включение в образовательный процесс, рефлексия. Предметное тьюторство: работа по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута в предметной (научной ) области. Тьюторское сопровождение формирования образовательных и профессиональных компетенций – организация ситуация пробного действия, рефлексии способа и результата освоения, организация ситуации применения Тьютор –навигатор: помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получения ресурсов для реализации своей цели Тьюторский проект организации образовательного события: построение ситуации преодоления себя, пробы себя, действия в условиях неопределенности, построения социального «эха», «зеркал» Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся –построение цели своего образования, анализ внутренних и внешних ресурсов, проектирование маршрута в ОУ и во вне, анализ результативности. Тьюторское сопровождение формирование и реализации индивидуального учебного плана – консультации при составлении, предоставление необходимых ресурсов (методических, информационных) для реализации, организация анализа и рефлексии (результативность, самоорганизация, перспективы)
Возможные проекты тьюторского сопровождения в СВФУ Сопровождение процесса вхождения в образовательну ю, социальную среду, научную, профессиональ- ную деятельность Сопровождение построения и реализации ИУП Сопровождение формирования специальных компетенций Социальное и профессиональное продюсирование – встраивание студентов в ….
НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ Томск, пр.Ленина 36, ТГУ, корп.НИИПММ, оф.145 (3822) WWW. II.TSU.RU ГОТОВЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !