Русская идея в XVIIIвеке Основные тенденции развития российской общественной мысли.
Общественная мысль в России: основные направления. XVIIIвек – время крутых перемен не только в российской экономике и социальной жизни, но и в культуре и в общественной мысли. Прежняя идея «Москва – третий Рим» потеряла свое значение и ее сменил лозунг «Великой России», пришедший на смену мечте о «святой Руси».
Идея «Великой России» в XVIIIвеке была представлена: Имперской идеей Религиозно-социальными либеральными взглядами Социально-политическим мессианством («революционаризмом»)
Борьба идей в XVIIIвеке Рационализм «… Потеряв своего бога, заурядный русский вольтерьянец не просто уходил из своего храма, как человек, ставший в нем лишним, а, подобно взбунтовавшемуся дворовому, норовил перед уходом набуянить, все перебить, исковеркать и перепачкать» В.О. Ключевский
Борьба идей в XVIIIвеке Масонство- поиск новой религиозной философии, это отзвук европейских диковинок на русской почве. Возникнув в 30-е гг., оно уже через сто лет перестанет быть явлением национально-религиозной философии.
Борьба идей в XVIII веке Широко проникли в Россию идеи французского Просвещения, причем здесь борьба между его прогрессивными и консервативными носителями проявлялась в спорах по двум вопросам: проблема происхождения государства на Руси и проблема крепостного права.
Просвещение в России XVIII века ЕкатеринаII отстаивала существование самодержавной монархии как формы, обеспечивающей свободу, равенство и благо всех граждан империи М.М.Щербатов – публицист и историк критикует императрицу за деспотизм, предлагая ограничить власть монарха «советом умнейших и старейших» ( идея олигархического государства)
Либерализм в XVIII веке А.П.Сумароков Н.И.Панин Д.И.Фонвизин Обновление сословной монархии Допущение дворянства и других слоев к управлению страной Смягчение розни между дворянством и народом
Русские радикалы: Н.И.Новиков, А.Н.Радищев Государь должен заботиться о народном благе, но люди не должны безропотно подчиняться монарху Признание естественных прав человека, гарантированных свободным общественным мнением, независимым от официальной идеологии
А.Н.Радищев Не только отрицал феодально- крепостнические порядки, но и начал обосновывать пути их уничтожения: революция – законный способ борьбы с тиранией. В ходе революции народ сам научится свободе, учить его не надо.
Вывод В XVIIIвеке проблемы российской жизни стали предметом широкого обсуждения в просвещенных слоях общества, а не только в дворцовых покоях. Правда решения этих проблем XVIIIвек не нашел, передав их в наследство грядущему веку.
Подумай, порассуждай… Подберите синоним понятия «рационализм». В рядах масонов XVIIIв. были виднейшие общественные и политические деятели (граф Р.И.Воронцов, братья Н.И. и П.И. Панины, Г.Р.Державин и др.). Что привлекало этих и других людей науки, искусства и политики в масонские общества?
Подумай, порассуждай… Почему в XVIIIв. в России не получил широкого распространения либерализм? А.Н.Радищев в «Письме другу…» (1782г.) причиной всех бед страны считал крепостное право, называя его более опустошительным, чем любая война, ибо оно «губит долговременно и всегда». Согласны ли вы с Радищевым?