Инструментарий оценки качества образования на региональном и школьном уровнях: основные требования и основы проектирования В.К. Игнатович, эксперт ИПОП «Эврика»
«План урока» Что мы имеем ввиду, говоря о качестве образования? Что мы имеем ввиду, говоря о качестве образования? На каких внешних основаниях строится оценка качества образования? На каких внешних основаниях строится оценка качества образования? Кто и как оценивает качество образования? Кто и как оценивает качество образования?
Качество как идентичность объекта самому себе Является ли ОБРАЗОВАНИЕМ то, что получают дети в школе? 1=1 «У осетрины может быть только одна свежесть – первая, она же и последняя» М.Булгаков
Качество как соответствие продукта норме «Мы осуществляем деятельность не по целям, а по нормам. И все, кто контролирует нашу работу, заняты тем, чтобы проверять, насколько эти нормы выполнены, и следить за тем, чтобы мы от них не отклонялись, а жили так, как жили наши отцы, деды и прадеды. И это все тоже правильно» Г.П.Щедровицкий
Методология оценки Эталон, запечатлевающий в себе норму Эталон, запечатлевающий в себе норму Мера соответствия продукта эталону (шкала) Мера соответствия продукта эталону (шкала) Способ сравнения (определения места на шкале) Способ сравнения (определения места на шкале)
Качество как соответствие продукта потребности в нем Кто носитель (субъект) потребности? Кто носитель (субъект) потребности? Каким образом эта потребность предъявляется? Каким образом эта потребность предъявляется? Откуда она берется? Откуда она берется?
Образование как «продукт»
Родители сказали «Надо» – школа ответила «Есть!» Образовательные потребности – производная от жизненных целей субъектов. Жизненные цели субъектов – производные от тенденций развития общества Чего угодно-с?
Культурный сценарий социализации Базисные представления, которые являются центральными и сохраняются в течение жизни культуры Проектирование нового содержания образования связано со сменой культурного сценария социализации, на который оно ориентировано
Репродуктивный сценарий: вперед в светлое прошлое! Каждый человек проходит в своем развитии ступени развития Всеобщего Духа, Однако уже оставленные Духом… (Ф. Гегель)
Симплификация – упрощение содержаний внешнего мира до уровня, позволяющего их усвоение ребенком в готовом виде «взрослыми» средствами
От знаемого – к незнаемому
Адаптивный сценарий: «личность быстрого реагирования» От ребенка - к миру, от мира - к ребенку... Джон Дьюи
Успешность как главная цель социализации …обеспечивать ребенку возможность накопления собственного опыта решения жизненных проблем. …обеспечить его конкурентоспособность на рынке труда. …помочь стать востребованным.
Неадаптивный сценарий: человек – автор своей судьбы Карл Роджерс …образ себя как героя поэмы… …сюжет… …трагедийность… …неожиданные повороты судьбы.
Обретение собственной культурной идентичности как главная цель социализации …обеспечивать готовность детей к социальному поведению, мотивированному ценностями собственного «Я». Самоопределение как выявление и утверждение своего индивидуального отношения к миру. Достойным может считать себя только тот человек, который уверен в собственных способностях и готов выступить субъектом построения собственного счастья.
Амплификация – приращение собственного опыта ребенка в процессе креативного освоения содержаний внешнего мира специфическими детскими средствами
Образование: Сокровище Сокровище Капитал Капитал Ценность Ценность
Тенденции развития современного общества Возрастание уровня неопределенности, утрата контроля за главными процессами Возрастание уровня неопределенности, утрата контроля за главными процессами открытость границ и мультикультурность открытость границ и мультикультурность проблематичность построения профессиональной и жизненной карьеры проблематичность построения профессиональной и жизненной карьеры Ориентация в будущее Ориентация в будущее Возрастание роли «человеческого капитала» Возрастание роли «человеческого капитала» Востребованность креативного начала личности Востребованность креативного начала личности
Экспертиза – инструмент оценки качества Экспертиза ОП: чему, как и посредством чего предполагается учить ребенка? Экспертиза ОП: чему, как и посредством чего предполагается учить ребенка? Экспертиза результатов: какие задачи может САМОСТОЯТЕЛЬНО решать ребенок во взаимодействии с другими людьми? Экспертиза результатов: какие задачи может САМОСТОЯТЕЛЬНО решать ребенок во взаимодействии с другими людьми? Экспертиза условий: чем обеспечено достижение этих результатов? Экспертиза условий: чем обеспечено достижение этих результатов?
Спасибо за внимание! Просьба задавать вопросы