Новое качество образования: основная проблематика Формирование ГОС нового поколения С.В.Горохов, эксперт ИПОП «Эврика» г.Нальчик, 25 ноября 2008г.
система образования образовательный институт идеал (цель образования) задается извне, но формулируется не как «Портрет» выпускника, а как ожидания общества, предъявленные к человеку, заканчивающего школу; образовательное пространство (содержание, средства и методы) выстраивается для достижения цели;
исторические ожидания Древняя Греция (гражданин полиса); Схоластика (христианина, укорененный в догматах церкви); Возрождение (разносторонне развитий человек, владеющий всеми достижениями культуры); Новое время (специалист, компетентный в достаточно узкой области);
сущностные характеристики системы образования СССР – Россия (4:0) единообразие – уникальность; конформизм – позиционность; пассивность – социальная активность; устав строителя коммунизма – ???
Россия сегодня ФГОС 1998 и 2004 года; проект ГОС нового поколения РАО (портрет выпускника): патриот; уважающий ценности иных культур ; креативный, мотивированный к познанию и творчеству; разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни; уважающий и готовый сотрудничать с другими; осознающий себя личностью, готовой нести ответственность)
структурные характеристики традиционного обучения предметность; классно-урочная система; принцип наглядности, доступности; последовательности, систематичности; принцип индукции (от частного к общему); ориентация на ЗУНы; принцип самодостаточности (школа замкнута в себе);
МИФЫ традиционного обучения отзывы «гостей»; успешность в жизни (востребованность в мировой экономике); количество Нобелевских лауреатов; всесторонность, структурность, методологичность знаний (достижение внутренних целей);
достижение «внутренних» целей (качество ЗУНов) 30-40% троечников - НО: за все школа ответственности не несет (виноваты…); 5-7% отличников (освоивших учебную программу) – НО: скорее заслуга родителей, выстроивших для детей образовательную программу; парадокс: в недостатках – виновата не школа; достижения – заслуга не школы… вопрос: зачем нужна школа???
реальность традиционная школа эффективна в относительно стабильном обществе; Любовь Глебова ( руководитель Рособлнадзора ): « Недавно на президентском совете был озвучен следующий тезис: проблема заключается не в том, что образование стало хуже, требования к качеству стали ДРУГИЕ…»
соотношение субъективных и объективных целей образования какие цели задает школа ребенку? соответствуют ли они реальным условиям, в которых должны воплощаться? совпадают ли они с целями самого ребенка?
знания, умения, навыки; предметные и универсальные компетентности (умение применять ЗУНы, определять собственные возможности и ограничения для решения задач); позитивный социальный опыт; позитивная динамика вышеперечисленного; современное качество образования:
знания, умения и навыки вопросы: что необходимо ЗНАТЬ, для того, чтобы успешно ориентироваться в изменяющемся мире? какие УМЕНИЯ нужны для осуществления продуктивного действия? какие НАВЫКИ пригодятся выпускнику во взрослой жизни?
компетентности (предметные и универсальные) определение: опознание сущностных условий задачи; принятие задачи как субъективно важной для решения; переформулировка задачи – определение существующих и необходимых для решения знаний; поиск средств решения; нахождение результата; оценка адекватности результата условиям задачи;
компетентность – не противоположна знанию Читательская компетентность: «способность интерпретировать текст, сделать заключение о намерении автора, связать информацию, полученную в тексте, со знаниями из других источников, критически оценить текст» и т.д. Математическая компетентность: способность «распознавать проблемы, которые могут быть решены с помощью математики, извлекать нужную для ответа информацию из графиков и схем, при этом отсеивая избыточные данные» и т.д. Если знание не может быть применено – его нет.
социализация (позитивный социальный опыт) гипотеза: позитивный социальный опыт возможно получить только через осуществление социального действия; чем больше возможности для свершения действия, тем выше вероятность успешной социализации, т.е. возможности попав в любую ситуацию опознать ее сущностные характеристики и адекватно им действовать;
динамика индивидуальных достижений надежда: образовательное пространство должно создавать возможность для проявления индивидуальных достижений и обеспечивать их поступательное развитие; проблема: создания условий и диагностики (определения критериев и показателей для компетентностей и социализации);
опасения разрушим «лучшую в мире систему»… времени едва на формирование ЗУНов хватает, когда иных результатов достигать… ученых много, говорят разное, часто противоположное друг другу… надо четко определить, что и как надо делать… откажемся от «старых» критериев оценки качества, а новые пока РАО не созданы…
условия принятие нового ФГОС, соответствующего современным вызовам, ожиданиям со стороны государства, общества, семьи, бизнеса; изменение компетенции и компетентности педагога (не только умение применять новые технологии, в т.ч.информационные, но умение развивать компетентности, создавать индивидуальную траекторию развития для ученика); создание и применение новых КИМов;
влияния на принятие ( необходимость нового стандарта; методология формирования (требования, а не описание предметности); формирование ГОС нового поколения п.4 статьи 7 Закона «Об образовании» (в редакции 2007г.)
требования к структуре ОП : ОП ОУ ОП младшей школы Д ? ОП средней школы Д ОП старшей школы
требования к условиям реализации ОП
требования к результатам освоения ОП
Спасибо за внимание!