ИДНО Кафедра инженерной педагогики Педагогическое проектирование Доцент Беломестнова Эмилия Николаевна
Педагогическое проектирование 1.Функции, виды, уровни, принципы, объекты педагогического проектирования. Этапы проектирования. 2. Компетентностный подход в проектировании образовательных программ Проектирование результатов освоения ОП. Универсальные и профессиональные компетенции. Требования EUR AGE к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных вузов. Междисциплинарно – интегрированные требования к результатам освоения ОП. 3. Проектирование программ учебных дисциплин
Рекомендуемая литература 1. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова- Сибирская Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш.учеб. заведений 1. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова- Сибирская Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш.учеб. заведений 2. Б.С. Гершунский. Образовательно – педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учебное пособие. 2. Б.С. Гершунский. Образовательно – педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учебное пособие. 3. Гура В.В., Василовский В.В., Роль педагогического проектирования при создании вузовской системы открытого образования 3. Гура В.В., Василовский В.В., Роль педагогического проектирования при создании вузовской системы открытого образования
Центральные идеи проектирования: Идея опережения, перспективы, Идея опережения, перспективы, Идея разности потенциалов между актуальным состоянием предмета проектирования и перспективным, Идея разности потенциалов между актуальным состоянием предмета проектирования и перспективным, Идея пошаговости, поэтапного достижения планируемых результатов, Идея пошаговости, поэтапного достижения планируемых результатов, Идея совместимости, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования, Идея совместимости, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования, Идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования плану выполнения совместных действий. Идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования плану выполнения совместных действий.
Автодидактизм проектной деятельности проявляется в способности обеспечить : 1. Усвоение новых знаний, формирование новых представлений; 2. Освоение новых видов активности; 3. Развитие проектировочных способностей и личностных структур человека; 4. Стимул к совершенствованию.
Виды проектов 1. Природные 2. Технические (инженерные) 3. Социальные
Преподаватель – участник проектной деятельности Организатор учебного проекта Организатор учебного проекта Исполнитель образовательного проекта Исполнитель образовательного проекта Эксперт образовательного проекта Эксперт образовательного проекта Оцените специфику собственного опыта проектной деятельности ?
Педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование предопределяет создание новых и преобразование имеющихся условий обучения и воспитания. Педагогическое проектирование предопределяет создание новых и преобразование имеющихся условий обучения и воспитания. Проектная деятельность – конструктивна, ориентирована на создание социально значимого продукта.
Педагогическое проектирование. Функции Исследовательская Исследовательская Аналитическая Аналитическая Прогностическая Прогностическая Преобразующая Преобразующая Нормирующая Нормирующая
Педагогическое проектирование. Виды Социально - педагогическое проектирование Психолого – педагогическое проектирование Образовательное проектирование
Уровни педагогического проектирования 1. Концептуальный 2. Содержательный 3. Технологический 4. Процессуальный
Принципы проектной деятельности Принцип прогностичности Принцип пошаговости Принцип нормирования Принцип обратной связи Принцип продуктивности Принцип культурной аналогии Принцип саморазвития
Объекты педагогического проектирования Образовательные системы и их компоненты Образовательные системы и их компоненты Педагогические процессы Педагогические процессы Содержание образования Содержание образования Информационно образовательная среда Информационно образовательная среда Все виды педагогической деятельности Все виды педагогической деятельности Педагогические ситуации Педагогические ситуации
Объект - Образовательные системы Предметы проектной деятельности Образовательные программы Образовательные программы Образовательные стандарты Образовательные стандарты Образовательные учреждения Образовательные учреждения Органы управления образованием Органы управления образованием Методические центры Методические центры
Объект - Педагогические процессы Предметы проектной деятельности Цели обучения Цели обучения Содержание обучения Содержание обучения Технологии обучения Технологии обучения
Объект – содержание образования Предметы проектной деятельности Концепция Концепция Учебные планы Учебные планы Программы учебных курсов Программы учебных курсов Дидактические материалы Дидактические материалы
Организация проектной деятельности 1. Требование контекстности. 2. Учёт многообразия потребностей заинтересованных сторон. 3. Требование активности участников проектирования. 4. Требование реалистичности. 5. Требование управляемости.
Этапы проектирования 1. Предпроектный этап (стартовый) 2. Основной проектировочный этап 3. Рефлексивный этап 4. Послепроектный этап
1. Предпроектный (стартовый) этап включает процедуры Исследование, диагностика ситуации, Исследование, диагностика ситуации, Проблематизация, Проблематизация, Целеполагание, Целеполагание, Концептуализация проекта, Концептуализация проекта, Формирование проекта, Формирование проекта, Презентация и оценка предпосылок успешности проекта. Презентация и оценка предпосылок успешности проекта.
Основной проектировочный этап 1. Уточнение цели 2. Пошаговое выполнение проектных действий 3. Коррекция результатов проектирования 4. Презентация результатов проектирования 5. Внешняя экспертиза
Рефлексивный этап предполагает оценку соответствия проекта первоначальному замыслу, соответствия проекта первоначальному замыслу, перспективы использования и развития проекта. перспективы использования и развития проекта.
Послепроектный этап 1. Апробация 2. Распространение результатов 3. Выбор вариантов развития проекта
Принципы Болонской декларации 1. Введение двухступенчатого высшего образования (бакалавр, магистр). 2.Использование Европейской системы перевода кредитных единиц. 2.Использование Европейской системы перевода кредитных единиц. 3.Сопоставимое качество образования. 3.Сопоставимое качество образования.
Проект «Настройка образовательных структур» (TUNING), в котором участвовали университеты всех стран Евросоюза, ориентирован на достижение общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускник должен уметь делать по завершении обучения, на достижение общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускник должен уметь делать по завершении обучения, на определение общих и специальных компетенций выпускников первого и второго уровней обучения (бакалавров и магистров). на определение общих и специальных компетенций выпускников первого и второго уровней обучения (бакалавров и магистров).