Роль пригородного железнодорожного транспорта в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и актуальные вопросы его функционирования Москва, 30 августа 2011 г. Начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Г.В. Верховых
Главная цель изменений, проводимых в пригородном комплексе, - повышение ценовой и географической доступности пригородных перевозок, их качества 2. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов Показатели мобильности населения стран мира* Динамика подвижности населения России с использованием общественного транспорта* пасс-км/чел в год 1* - наиболее подвижное население России 2* - население России с низкой мобильностью пасс-км/чел в год * - источник Экспертная группа по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России до 2020 г. «… Повысить конкурентоспособность страны в долгосрочном периоде возможно, создав благоприятную транспортную среду, которая будет способствовать реализации инициатив граждан.*»
Несмотря на достигнутые позитивные промежуточные результаты изменений, необходима активная реализация дальнейших преобразований Изменения в пригородном пассажирском комплексе за прошедший период: ФСТ России установлены тарифы за услуги инфраструктуры и утверждена Методика экономически обоснованного уровня затрат; Принят ФЗ от ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011г.», предусматривающий субсидирование платежей пригородных перевозчиков за инфраструктуру в размере 25 млрд. руб.; Обновлен подвижной состав, расширена сеть продажи билетов; Перевозки полностью осуществляются пригородными компаниями; Сокращен уровень безбилетного проезда; Некоторыми регионами увеличены субсидии на пригородные перевозки Результаты изменений в пригородном пассажирском комплексе Улучшена ценовая транспортная доступность для населения; Улучшен финансовый результат пригородных перевозок, что повышает устойчивость их осуществления. Дальнейшие шаги Обеспечение безубыточности пригородных перевозок во всех регионах; Завершение формирования нормативно-правовой базы в сфере пригородного сообщения. 3. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
Перевозочная деятельность в пригородном сообщении организационно обособлена от ОАО «РЖД», регионы привлечены к управлению созданными перевозчиками Численность сотрудников ППК – 21,7 тыс. человек Создано 24 ППК До конца года будет создано еще 2 ППК В уставных капиталах ППК участвуют 26 регионов Средняя структура уставного капитала ППК ОАО «РЖД» Регион 4. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов Структура пассажирооборота в разрезе перевозчиков
Удельная потребность в субсидировании услуг инфраструктуры для пригородных железнодорожных перевозок в 2 раза меньше аналогичного показателя по наземным видам транспорта 1. Объемы транспортной работы в 2010 г., (Росстат, оперативно) 199,2 млрд. т-км 118,1 млрд. пасс-км (наземный обществ транспорт) 28,0 млрд. пасс-км 318 млрд. приведенных единиц 2. Объем субсидий из федерального и региональных бюджетов транспортной инфраструктуры, млрд. руб. (Федеральное казначейство, расчеты РЖД) 645 – факт за 2010 г. (только по разделу «дорожное хозяйство») 25– потребность в 2011г. 3. Субсидии на единицу транспортной работы в части инфраструктурной составляющей, руб. / единицу работы 2,02 0,89 1,5 млрд. пасс-км (личный транспорт - оценка) 5. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
Субсидирование государством услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта является распространенной практикой * - Остальная часть расходов покрывается за счет бюджетного финансирования, источник – Международный транспортный форум, 2008 г. Процент покрытия расходов инфраструктуры платежами перевозчиков* В Норвегии перевозчики не оплачивают услуги инфраструктуры. В Швеции, Нидерландах, Финляндии, Италии платежи перевозчиков покрывают не более 10 % расходов инфраструктуры. 6. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
В результате снижения ставок и оптимизации собственных расходов издержки пригородных компаний сокращены на 8,4 млрд. рублей без учета НДС (на 9,8 млрд. рублей с учетом НДС) Структура расходов ППК на подвижной состав после оптимизации Млрд. руб. 2,03 38,5 4,06 30,8 1,52 Расходы на подвижной состав до оптимизации Расходы на подвижной состав после оптимизации Изменение параметров индексации Снижение распределяем ых расходов Снижение рентабельности Собственные расходы ППК снижены к плану на 0,8 млрд. рублей и составляют в 2011 г. 13,85 млрд. рублей. 7. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
В результате обновления и модернизации мотор- вагонного подвижного состава в гг. процент износа электропоездов снижен с 60 до 47% Обновление парка МВПС Год Количество вагонов электропоездов Стоимость, млрд.руб Списание электропоездов со сроком службы более 28 лет 1200 в 2011 г. запланировано списание 1200 вагонов электропоездов Год Количество вагонов электропоездов Стоимость, млрд.руб Модернизация МВПС 8. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов Повышено качество оказываемых пассажирам услуг
В результате сокращения в 2011г. размеров безбилетного проезда потребность в индексации тарифов в г. Москве и Московской области снижена на 8 % Количество мест продажи билетов увеличено с 1000 до Штат разъездных билетных кассиров увеличен с 780 до 1286 человек. Численность работников охранных предприятий увеличена с 500 до 1000 человек. На полигоне ЦППК в Мосузле, безбилетный проезд снижен с 30% до 15-20% Рост доходов ЦППК за 8 месяцев 2011 года без увеличения тарифов составил более 1,5 млрд.руб. 9. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
Ряд регионов сделали шаг навстречу пассажирам и пригородным перевозчикам, обеспечив увеличение субсидий и снизив тариф на проезд Выполнение обязательствНаименование региона Снизили тарифы на проезд в пригородном ж.д. транспорте и компенсировали выпадающие доходы от перевозок пассажиров на 100% Волгоградская область (снижен тариф на 10%, субсидии увеличены на 64 млн. руб.) Предусмотрели значительное увеличение финансирования сверх запланированной суммы Красноярский край (+ 122 млн. руб.), Свердловская обл. (+ 110 млн. руб.), Иркутская обл. (+ 143 млн. руб.), Кемеровская обл. (+ 150 млн. руб.), респ. Башкортостан (+ 218 млн. руб.) Предусмотрели увеличение финансирования сверх запланированной суммы Еврейская АО, Ивановская обл., Кировская обл., респ. Татарстан, Ростовская обл. 10. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
Динамика изменения ваг-км Динамика изменения тарифа Принятые Правительством России, ОАО «РЖД», перевозчиками и рядом регионов меры оказали позитивное воздействие на рынок пригородного железнодорожного сообщения в 2011 г. Динамика тарифов и транспортного предложения (ваг-км работы) на пригородные перевозки, % Отправлено пассажиров приг. жд трансп. Пассажирооборот приг. жд транспорта Пассажирооборот на автотранспорте Принятое в 2011 г. решение о целевой поддержке пригородных перевозок из федерального бюджета снизило тарифную нагрузку на пассажиров и, в целом, стабилизировало объем транспортного предложения Изменение объема перевозок за 8 месяцев 2011 г.,% 11. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
Несмотря на принятые Правительством России, ОАО «РЖД», перевозчиками и рядом регионов меры, совокупный убыток от пригородных перевозок в 2011г. составит около 11 млрд. руб. Млрд. руб. 13,3 38,5 26,7 11,6 40, Расходы на подвижной состав (ТО, ТР, управление, КР) - Расходы на услуги инфраструктуры - НДС на услуги инфраструктуры и использование подвижного состава - Доходы от перевозок ,8 - Собственные расходы компаний Сокращение оплаты за инфраструктуру (из федерального бюджета профинансировано только 25 млрд. рублей) Оптимизация расходов с учетом принятых ОАО «РЖД» решений 9, Субсидии регионов Прогнозный убыток от перевозок в 2011г. составляет 10,8 млрд. рублей. 12. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
В значительном количестве регионов в 2011г. снижена ценовая и территориальная доступность пригородных жд перевозок в результате роста тарифов, сокращения маршрутной сети, отсутствия субсидий Выполнение обязательствНаименование региона Увеличение тарифов в пригородном сообщении респ. Удмуртия (+ 149 %), Кемеровская обл. (+ 147 %), Томская обл. (+ 145 %), Кировская обл. (+ 133 %), респ. Дагестан (+ 133 %), Саратовская обл. (+ 125 %) Уменьшение объемов движения пригородного ж.д. транспорта Астраханская обл. (- 40 %), Тульская обл. (- 37 %), Самарская обл. (- 30 %), Мурманская обл. (- 20 %), Орловская обл. (- 20 %), Смоленская обл. (- 17 %) Полное отсутствие компенсации выпадающих доходов от перевозок пассажиров Владимирская область, Ленинградская область, Вологодская область, Ставропольский край, Удмуртская Республика, Курганская область, Республика Бурятия, Карачаево – Черкесская республика. 13. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
Заключение регионами полноценных договоров на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении с перевозчиками необходимо для роста транспортной доступности Федеральный Закон 147-ФЗ «О естественных монополиях» Федеральный Закон 184-ФЗ «Об общих принципах …» Федеральный Закон 17-ФЗ «О ж.д. транспорте» Федеральный Закон 18-ФЗ «Устав ж.д. транспорта» Постановления Правительства России 239, 950, 643 (Государственное регулирование тарифов) Тариф для пассажира Размеры движения Сумма компенсаций Взаимная экономическая ответственность 14. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов Договор на транспортное обслуживание населения
Для системного решения вопросов развития пригородных перевозок необходимо внесение изменений в нормативно- правовую базу Российская Федерация Субъекты РФ Владелец инфраструкту ры ПеревозчикПассажир Российская Федерация Перевозка получателей соц.услуг Субъекты РФ Регулирование отношений по размещению государственного заказа на пригородные перевозки Владелец инфраструкту ры Перевозчик Пассажир Устав, Закон о железнодорожном транспорте, Правила перевозок пассажиров, оказания услуг, технической эксплуатации, договоры, Постановления Правительства РФ 703, 710 Постановления Правительства РФ 239, 950, 643 Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О естественных монополиях» Правила перевозок пассажиров, оказания услуг, сан.-эпид. нормы КОАП Проект ФЗ «О регулярном железнодорожном сообщении в Российской Федерации» 2 - Внесение изменений в ст ФЗ «О государственной социальной помощи», постановление Правительства России 864 «Правила финансового обеспечения расходов на перевозки граждан - получателей социальной помощи» Региональные законы о пригородных ж/д перевозках Правила перевозки пассажиров, нормы морали и этики Договор перевозки Нормативные акты о льготном проезде Устав, Закон о железнодорожном транспорте, ПТЭ, Правила перевозок пассажиров, оказания услуг, договоры, Постановления Правительства РФ 703, 710 Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии Устав железнодорожного транспорта Отраслевые нормативные акты 3 3 -Внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в Устав железнодорожного транспорта, направленных на пресечение безбилетного проезда. 184-ФЗ О распределении полномочий… Ст о наделении полномочиями субъектов РФ по организации транспортного обслуживания в пригородном сообщении 15. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
Спасибо за внимание ! 16. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов
Динамика объемов и структуры пригородных перевозок Структура пассажирооборота в пригородном и внутригородском сообщении Динамика пассажирооборота в разрезе перевозчиков Структура отправленных пассажиров в пригородном железнодорожном транспорте Динамика отправленных пассажиров и вагонокилометров железнодорожное городской электрический автомобильное 56% прочее 5. Роль пригородного ж.д. транспорта в социально-экономическом развитии регионов