Выступление заместителя начальника Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Майоровой Елены Сергеевны
Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации
Слайд 3
Компенсация убытков пригородного комплекса Протокол совещания у И.И. Шувалова от г. ИШ-П9-26пр: п. 8. Минфину, МЭРу, Минрегиону, Минтрансу, совместно с ОАО «РЖД» принять необходимые меры по обеспечению в полном объеме компенсации субъектами РФ потерь в доходах от установления тарифов на перевозки пассажиров в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня. п.9. МЭРу, Минтрансу, совместно с ОАО «РЖД» представить предложения по сокращению убыточности пригородного пассажирского комплекса в гг., в т.ч. за счет оптимизации количества пассажирских поездов, осуществляющих перевозки в пригородном сообщении. 4 Протокол совещания у В.В. Путина от г. ВП-П9-29пр: п. 11. Минфину, Минрегиону, МЭРу, Минтрансу, ФСТ России совместно с ОАО «РЖД» разработать и реализовать комплекс мер, в т.ч. законодательного характера, обеспечивающих, начиная с 2011 г., безубыточность железнодорожных пригородных перевозок; п. 12. МЭРу, Минфину, Минтрансу, ФСТ России совместно с ОАО «РЖД» провести оценку экономической эффективности деятельности ОАО «РЖД» в 2011 г., с учетом индексации тарифов на грузовые перевозки в размере 8% и из расчета полной компенсации убытков по пригородным пассажирским перевозкам. Представить предложения по мерам, обеспечивающим безубыточную деятельность и реализацию инвестпрограммы компании в полном объеме.
Слайд Разработка методики расчета экономически обоснованного уровня затрат В соответствии с Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина 1322-р от 4 августа 2010 г. ФСТ России утвердила. Методику расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации. Расчет Экономически обоснованного уровня затрат на пригородные пассажирские перевозки в разрезе субъектов Российской Федерации будет осуществляться на базе данных раздельного учета по видам деятельности, регламентируемого Порядком ведения раздельного учета. 5
Слайд Общие сведения Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 мая 2001 г. 384 перевозчик представляет информацию о доходах, расходах и финансовых результатах по 10 видам деятельности*. Приказом Минтранса России 124 от 17 августа 2007 г. утвержден Порядок ведения раздельного учета**. ___________ * Грузовые перевозки, предоставление услуг инфраструктуры, предоставление услуг локомотивной тяги, пассажирские перевозки в дальнем следовании, пассажирские перевозки в пригородном сообщении, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, предоставление услуг социальной сферы и прочие виды деятельности. ** Порядок ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» 6
Слайд Характеристика раздельного учета 7 Ведение управленческого учета осуществляется в соотвтетствие с установленным порядком по приказу Минтранса РФ 124 Полностью автоматизирован (минимальное влияние человеческого фактора) Прозрачен и максимально детализирован (позволяет проследить путь возникновения затрат до уровня первичных документов) Прозрачен и максимально детализирован (позволяет проследить путь возникновения затрат до уровня первичных документов) Проверяем (данные раздельного учета ежегодно анализируются крупнейшими международными аудиторскими компаниями) Проверяем (данные раздельного учета ежегодно анализируются крупнейшими международными аудиторскими компаниями) Достоверен (основан на данных бухгалтерского учета (полное совпадение с данными бухгалтерского учета)) Достоверен (основан на данных бухгалтерского учета (полное совпадение с данными бухгалтерского учета))
Слайд Раздельный учет расходов от пассажирских перевозок в пригородном сообщении в разрезе субъектов РФ Формирование отчетности о доходах, расходах и финансовых результатах от пассажирских перевозок в пригородном сообщении в разрезе субъектов Российской Федерации и категорий пассажиров необходимо для целей установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий. 8 В настоящее время порядок распределения расходов, доходов и убытков по субъектам Российской Федерации осуществляется по методике, утвержденной в 2002 году
Регионы, обслуживаемые пригородными пассажирскими компаниями Перевозочная деятельность в настоящее время Перевозочная деятельность до конца 2010 года Перевозочная деятельность с 2011 года Красноярск Иркутск Абакан Кемерово Барнаул Новосибирск Томск Омск Нижневартовск Сургут Екатеринбург ТюменьЧелябинск Самара Оренбург Уфа Пермь Казань Ижевск Вятка Саратов ПензаУльяновск Чебоксары Н.Новгород Волгоград Астрахань Ростов-на-Дону Краснодар Воронеж Тамбов Липецк Курск Белгород Москва Тверь Тула Владимир Рязань Иваново Вологда Архангельск Мурманск Петрозаводск Псков Новгород С.-Петербург Чита Улан-Удэ Южно-Сахалинск Благовещенск Комсомольск- на-Амуре Хабаровск Владивосток Курган Сочи Ставрополь Владикавказ Махачкала 9 | О реформировании пригородного пассажирского комплекса | Всего будет создано 26 компаний, осуществляющих пассажирские перевозки во всех 73 регионах, где существует пригородное железнодорожное сообщение
Слайд Актуализация Порядка ведения раздельного учета 10 В целях приведения системы управленческого учета в соответствие с проводимой структурной реформой железнодорожного транспорта в 2010 году проведены работы по актуализации Порядка ведения раздельного учета. В состав актуализированного Порядка ведения раздельного учета в том числе введено новое Приложение 5 «Распределение доходов, расходов при осуществлении пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации ОАО «РЖД».
Слайд Отражения структурных преобразований железнодорожной отрасли в Порядке ведения раздельного учета По результатам структурных преобразований железнодорожной отрасли выработаны следующие подходы к перспективам развития Порядка ведения раздельного учета: Порядок ведения раздельного учета должен быть единый для всех субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте (ОАО «РЖД», ОАО «ФПК», ППК). Приложения 1, 2, 3, 4, 5 к Порядку ведения раздельного учета должны быть универсальны для всех субъектов железнодорожной отрасли. Порядок ведения раздельного учета является методологическим документом, регулирующим раздельный учет субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте, включая: ОАО «РЖД»; ОАО «ФПК»; Пригородные пассажирские компании. 11
Слайд Особенности учета затрат по видам деятельности на железнодорожном транспорте представлены на следующих 6 слайдах 12
Слайд Расходы по виду деятельности «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении» за 2009 год (по ОАО «РЖД» в целом) 13 Пассажирские перевозки в пригородном сообщении за 2009 год – 43,1 млрд.руб. Прямое отнесение на вид деятельности – 19,3 млрд.руб. Распределенные на вид деятельности расходы – 23,8 млрд.руб. Доля распределяемых расходов составляет более 55 % Пассажирские перевозки в пригородном сообщении, 2009 год Доходы, млрд.руб.18,3 Расходы, млрд.руб.43,1 Финансовый результат по обычным видам деятельности, млрд.руб.-24,8
Слайд Прямое отнесение на «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении» за 2009 год (по ОАО «РЖД» в целом) 14 Прямое отнесение на вид деятельности – 19,3 млрд.руб. Работа электропоездов в пригородном сообщении– 10,3 млрд.руб. 53%Амортизация электропоездов, работающих в пригородном сообщении – 2 млрд.руб.10%Работа тепловозов в пригородном сообщении – 2,4 млрд.руб. 12%Работа дизель-поездов и автомотрис в пригородном сообщении – 0,9 млрд.руб. 5% Обслуживание вагонов в пассажирских поездах пригородного сообщения – 1,2 млрд.руб. 6% Работа электровозов в пригородном сообщении – 0,5 млрд.руб. 3%Техническое обслуживание по программе ТО-1 … - 0,3 млрд.руб. 1,5% Обслуживание электропоездов, работающих в пригородном сообщении – 0,3 млрд.руб. 1,5% Другие статьи – 1,4 млрд.руб. 7% Основные расходы в прямых затратах составляют по содержанию подвижного состава
Слайд Распределенные расходы на «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении» за 2009 год (по ОАО «РЖД» в целом) 15 Распределенные на вид деятельности расходы – 23,8 млрд.руб. Текущий ремонт, обслуживание зданий, сооружений… * – 2,8 млрд.руб. 12%Прием и отправление поездов – 1,5 млрд.руб. 6%Текущее содержание пути и постоянных устройств – 0,6 млрд.руб. 3%Капитальные виды ремонта верхнего строения пути – 0,3 млрд.руб. 1,3%Амортизация верхнего строения пути, земляного полотна… - 0,4 млрд.руб. 1,7%Охрана пути, переездов, искусственных сооружений – 0,6 млрд.руб. 3 % Техническое обслуживание, текущий ремонт, амортизация контактной сети, линий электропередачи, тяговых подстанций – 1,3 млрд.руб. 5,5% Уборка электропоездов – 0,5 млрд.руб. 2%Арендные и лизинговые платежи за электропоезда… ** - 2,2 млрд.руб. 9%Продажа билетов в пригородном сообщении * – 2,4 млрд.руб.9%Техническое обслуживание электропоездов ** – 2 млрд.руб. 8 %Текущие виды ремонта электропоездов ** – 2,1 млрд.руб.9%Капитальные виды ремонта электропоездов ** – 1,9 млрд.руб. 8 % Техническое обслуживание, ремонт тепловозов, дизель-поездов, автомотрис… - 1,1 млрд.руб. 5% Другие статьи – 4 млрд.руб. 17% * Расходы по текущему ремонту и обслуживанию зданий и сооружений, непосредственно связанных с пассажирскими перевозками в пригородном сообщении, а также по продаже билетов распределены между видами деятельности «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении», «Предоставление услуг инфраструктуры» (пригородным компаниям) ** Расходы по обслуживанию и ремонту электропоездов, арендные и лизинговые платежи распределены между видами деятельности «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении», «Пассажирские перевозки в дальнем следовании» основной удельный вес распределяемых затрат относится на текущий ремонт и обслуживание зданий, сооружений и подвижного состава.
Слайд Пример правил распределения инфраструктурной статьи за 2009 год (по ОАО «РЖД» в целом) 16 Статья 2101 «Текущее содержание пути и постоянных устройств» - 79,3 млрд.руб. Главные пути – 55,7 млрд.руб. Измеритель для распределения рассчитывается с использованием стат.показателей «Тонно-километры брутто» в разных видах движения с учетом коэффициентов приведения Грузовые перевозки (коэф.прив. = 1) млрд. т-км брутто = млрд. прив. т-км брутто 50,848 млрд.руб. Пассажирские перевозки в дальнем следовании (коэф.прив. = 0,86) 275,2 млрд. т-км брутто = 238,5 млрд. прив. т-км брутто 4,186 млрд.руб. Пассажирские перевозки в пригородном сообщении (коэф.прив. = 0,6) 52,3 млрд. т-км брутто = 31,4 млрд. прив. т-км брутто 0,621 млрд.руб. Станционные пути – 23,6 млрд.руб. Измеритель для распределения «Доля вагоно-км…» Грузовые перевозки 0,997 или 99,7% 23,503 млрд.руб. Пассажирские перевозки в дальнем следовании 0,003 или 0,3% 0,109 млрд.руб.
Слайд Существующий порядок формирования затрат ОАО «РЖД» в части пассажирских перевозок в пригородном сообщении (в разрезе субъектов РФ) 17 Центральный аппарат 7у-отчетная ОАО «РЖД» (в т.ч. вид деятельности "Пассажирские перевозки в пригородном сообщении") Железная дорога как филиал 7у-отчетная (в т.ч. вид деятельности "Пассажирские перевозки в пригородном сообщении") Центральная дирекция по ремонту пути Региональная дирекция по ремонту пути Центральная дирекция по ремонту тягового подвижного состава Региональная дирекция по ремонту тягового подвижного состава... между затратами всего и суммы затрат железных дорог (по виду деятельности «пассажирские перевозки в пригородном сообщении») Субъект 1 Субъект 2 Субъект 3
Слайд Связь управленческого учета и бухгалтерской отчетности 18 Управленческий учет Учет затрат по статьям по направлению использования «Железнодорожные перевозки» Учет затрат по статьям по направлениям использования «Работы/услуги на сторону», «Производство продукции на сторону» Бухгалтерский учет Дт 20-х Кт … Дт Кт 20-х Дт 20-х Кт Дт 90 Кт 20-х Дт 40,43 Кт 20-х Дт 90 Кт 41 + Изменение запасов готовой продукции Внутрифирменная управленческая отчетность Форма 7у, раздел 1.1. «Перевозки» Форма 7у, раздел 3 Бухгалтерская отчетность Отчет о прибылях и убытках. Строка 0200 «Себесто- имость проданных товаров, продукции, работ, услуг» Учет затрат и формирование отчетности о затратах ведется полностью в автоматизированном режиме, от первичного документа до формирования отчетности Первичный документ - Акт на списание материальных ценностей; - … Первичный документ - Акт на списание материальных ценностей; - …
Слайд Среднесетевой уровень тарифа на услуги инфраструктуры ФСТ России принято решение о применении среднесетевого тарифа на услуги инфраструктуры по следующим причинам: Система тарификации будет соответствовать принципам юридического и технологического единства управления инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, находящейся в собственности ОАО «РЖД», закрепленных в том числе п.2 статьи 6 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27 февраля 2003г. 29-ФЗ. Минимизируется влияние на себестоимость услуг инфраструктуры изменений в структуре железнодорожных перевозок (грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем следовании и пассажирские перевозки в пригородном сообщении) в границах региона. В целом по ОАО «РЖД» ежегодный баланс приведенной пассажирской и грузовой работы практически не меняются. Дифференциация тарифов по территориальным образованиям увеличивает риски возникновения резких изменений себестоимости услуг инфраструктуры. Таким образом, распределение расходов перевозчика по инфраструктурной составляющей производится пропорционально единому измерителю – вагоно-км в границах обслуживания каждого субъекта. 19
Слайд Порядок раздельного учета в условиях полного выделения пригородных перевозок в ППК 20 + Затраты ДЗО Сферы Субъект 1 Субъект 2 Субъект 3 Субъекты Железные дороги Расходы по видам деятельности Грузовые перевозки Предоставление услуг инфраструктуры Предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок Предоставление услуг инфраструктуры в части пассажирских перевозок в дальнем следовании Предоставление услуг инфраструктуры в части пассажирских перевозок в пригородном сообщении Предоставление услуг локомотивной тяги Пассажирские перевозки в дальнем следовании Ремонт подвижного состава Строительство объектов инфраструктуры Научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы Предоставление услуг социальной сферы Прочие виды деятельности Пригородные компании (ДЗО) Расходы по видам деятельности Пассажирские перевозки в пригородном сообщении сферы Прочие виды деятельности
Слайд Принцип распределения расходов по субъектам Российской Федерации 21 Формирование отчетности 7-у по ППК Выделение расходов, относящихся к виду деятельности Пассажирские перевозки в пригородном сообщении Распределение расходов, относящихся к виду деятельности Пассажирские перевозки в пригородном сообщении между субъектами Российской Федерации Расходы по субъекту 1 * Расходы по субъекту 2 * Расходы по субъекту … * ______ * Расходы включают в себя как специфические (прямые производственные, так и общепроизводственные и общехозяйственные.
Слайд 22 Расходы пассажирских пригородных компаний Структура затрат ППК Использование инфраструктуры железнодорожного транспорта Использование подвижного состава Эксплуатация подвижного состава. Ремонт подвижного состава Организация продажи проездных документов Организация обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах Содержание аппарата управления. Статьи Классификатора расходов 2703 «Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в пригородном сообщении» 3215 «Арендные и лизинговые платежи за электропоезда, работающие в пригородном сообщении» 5019 «Обслуживание вагонов в пассажирских поездах пригородного сообщения» … Отчеты 7-у- субъект РФ-пригород Примеры статей
Слайд Новые формы отчетности для подтверждения затрат от осуществления пригородных перевозок в разрезе субъектов Российской федерации представлены на следующих 4 слайдах 23
Слайд Статистические данные, используемые при распределении расходов по субъектам Российской Федерации Натуральные показатели для распределения расходов перевозчика от пассажирских перевозок в пригородном сообщении между субъектами Российской Федерации формируются и отображаются в утвержденных формах статистической отчетности, формируемых владельцем инфраструктуры в разрезе всех перевозчиков и всех субъектов Российской Федерации. 24 Статистическая отчетность о работе пассажирской пригородной компании в субъекте РФ Отчетный период: Наименование пассажирской пригородной компании: Вид деятельности: - пассажирские перевозки в пригородном сообщении Субъект РФ: п/пПоказатели единица измерения Всего электроп оезда дизель- поезда электро дизель- поезд … теплов озы 1 Отправленные пассажирытыс. чел. ХХХ Х 2 Пассажирооборот всеготыс. пасс-км ХХХ Х 3 Вагоно-кмтыс. вагоно-км 4 Вагоно-часывагоно-час 5 Секцие-км МВПСтыс. секцие-км Х ……… Перечень статистических показателей используемых при распределении расходов между субъектами Российской Федерации
Слайд Примеры отчетных форм: Пример у пассажирская пригородная компания (часть 1.1.) Отчетный период: Наименование пассажирской пригородной компании: Номер строки формы 7-у отчетная Статья Наименование РАСХОДЫ, ТЫС. РУБ ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ АМОРТИЗАЦИЯ ПРОЧИЕ ЗАТРАТЫ ВСЕГО МАТЕРИАЛЫ ТОПЛИВО ЭЛЕКТРОЭН ЕРГИЯ ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЬ НЫЕ ЗАТРАТЫ Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в пригородном сообщении Всего затрат по обслуживанию вагонов в пассажирских поездах пригородного сообщения, в т.ч.: Специфические (прямые производственные) расходы Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы, без расходов на содержание аппарата управления Расходы на содержание аппарата управления Арендные и лизинговые платежи за тепловозы, работающие в пригородном сообщении …… … 7у-отчетная формируемая для пригородной компании по статьям расходов и элементам затрат
Слайд Примеры отчетных форм: Пример у пассажирская пригородная компания - детализации по субъектам РФ (часть 1.3.) Отчетный период: Наименование пригородной компании: Номер строки формы 7-у отчетная Статья Наименование Субъекты РФ 1Субъекты РФ 2Субъекты РФ 3 Субъекты РФ … Всего Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в пригородном сообщении Всего затрат по обслуживанию вагонов в пассажирских поездах пригородного сообщения, в т.ч.: Специфические (прямые производственные) расходы Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы, без расходов на содержание аппарата управления Расходы на содержание аппарата управления Арендные и лизинговые платежи за тепловозы, работающие в пригородном сообщении ……… 7у-отчетная формируемая для пригородной компании по статьям расходов в разрезе субъектов, обслуживаемых компанией
Слайд Примеры отчетных форм: Пример у пассажирская пригородная компания Отчетный период: Наименование пассажирской пригородной компании: Субъект Российской Федерации Номер строки формы 7-у отчетная Статья Наименование РАСХОДЫ, ТЫС. РУБ ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ АМОРТИЗАЦИЯ ПРОЧИЕ ЗАТРАТЫ ВСЕГО МАТЕРИАЛЫ ТОПЛИВО ЭЛЕКТРОЭН ЕРГИЯ ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЬ НЫЕ ЗАТРАТЫ Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в пригородном сообщении Всего затрат по обслуживанию вагонов в пассажирских поездах пригородного сообщения, в т.ч.: Специфические (прямые производственные) расходы Общепроизводственные расходы Общехозяйственные расходы, без расходов на содержание аппарата управления Расходы на содержание аппарата управления Арендные и лизинговые платежи за тепловозы, работающие в пригородном сообщении …… … 7у-отчетная формируемая для пригородной компании по статьям расходов по субъекту обслуживания в разрезе элементам затрат
Слайд Спасибо за внимание! 28
Слайд Изменение расходов по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении в годах 29 Сферы -постепенное восстановление в 2010 году антикризисных мер административного характера: -режим полного рабочего времени; -увеличение программы капитального ремонта пути; -вступление с 1 января в силу закона о замене ЕСН страховыми взносами и ростом эффективной ставки в 2010 году до 24%, в 2011 году до 34%; -рост цен производителей промышленной продукции в 2010 году (не менее 112%); -рост тарифов на электроэнергию в 2010 году (121,5%); -рост потребительских цен на уровне 8- 9%. ОАО «РЖД» 43,1 млрд. руб ППК 25,3 млрд. руб. 68,4 млрд. руб. ОАО «РЖД» 37,8 млрд. руб ППК 36,8 млрд. руб. 74,6 млрд. руб. ОАО «РЖД» 30,4 млрд. руб ППК 54,1 млрд. руб. 84,5 млрд. руб. +9% +13% Основные факторы изменения расходов по пригородным перевозкам: Общий рост расходов в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 9%, а планируемый прирост затрат на пригородные перевозки в 2011 году к отчету 2010 года составит не более 13%, что соответствует среднему росту инфляции.