Предоставление государственных, муниципальных и коммерческих услуг посредством универсальной электронной карты г. Москва
2 Зачем для развития электронных услуг нужны банки и федеральный оператор (на основе банковской системы) ? Построение федеральной системы с участием банков обойдется государству значительно дешевле, чем создание систему с нуля. Конечный продукт будет значительно больше востребован гражданином, чем продукт без платежного приложения. Сроки развертывания такой системы и риски, связанные с ее эксплуатацией (в том числе и с точки зрения безопасности), значительно уменьшаются Банки обладают развитой сетью приема карт – более 1 миллиона точек в России (банкоматы, терминалы, точки в торгово-сервисных предприятиях) Банки, объединенные в платежные системы пластиковых карт, обладают проверенным десятилетиями опытом дистрибуции и эмиссии карт, механизмами массовой, безопасной идентификации держателей карт, системами, обеспечивающими обслуживание огромного количества ежедневных операций, которые осуществляются в общей терминальной сети Совмещение платежных и неплатежных приложений на карте является значимым преимуществом для клиента при использовании карты Сбербанк и ряд других банков уже успешно реализуют на банковских картах различные социальные программы У Сбербанка есть уникальный опыт построения и эксплуатации информационно – платежной системы ОРПС федерального масштаба, включая действующие правила работы системы, стандарты, спецификации. В системе работают более 20 банков. Сбербанк потратил на создание такой системы более 10 лет
3 Участники информационно-платежной системы Уникальные международные технологии Единый федеральный оператор ГосударствоБанки Торгово- сервисные компании Субъекты Федерации Поставщики услуг Держатели карт - граждане Создание Российской национальной системы банковских карт и стандартов интересно для всех контрагентов – участников и пользователей системы. ПРО100 – новая технология универсальной электронной карты
4 Универсальная электронная карта - технологии Карта имеет множество вариантов реализации и развитую сеть приема. Технология основана на международных стандартах Дуальный (контактный и бесконтактный) ЧИП Магнитная полоса – служебная информация Антенна Домен 1 Домен 2 Домен Х Приложение 1 Приложение 2 Приложение Х Администратор Возможная реализация: 1. Классическая Карта 2. Виртуальная карта 3. Мобильный телефон Сеть приема: 1. Банковские банкоматы и терминалы 2. Интернет точки 3. Магазины 4. Почта Стандарты: международные, открытые, совместимые с Visa и Master Card (EMV, Global Platform
5 Участники информационно-платежной системы и алгоритм их взаимодействия Система обеспечивает единые для всех правила и стандарты. Основные правила системы согласовываются с Правительством РФ. Система обеспечивает взаимодействие участников. Сбербанк уже построил такую СИСТЕМУ Федеральный оператор Уполномоченный государством орган исполнительной власти Единые правила вступления и членства, единые технологии и единые правила использования системы. Равные права участников Банки участники Региональные операторы Сеть приема карт Эмиссия карт Министерства и ведомства Портал гос. услуг Поставщики услуг Другие услуги Процессинг финансовых и нефинансовых транзакций, взаиморасчеты участников, контроль исполнения правил, финансовая ответственность
6 Уникальные преимущества предлагаемых технологий на основе современной универсальной электронной карты Уникальные технологии Самая современная чиповая карта с дуальным процессором (контактный и бесконтактный) Возможность работы в режиме off-line + удаленная загрузка приложений на карту Инновационные открытые стандарты разработки (быстрое создание приложений любой ИТ компанией ), легкая интеграция Полная совместимость с существующей в стране инфраструктурой (Visa, MasterCard) Биометрическая верификация, уникальная система безопасности Безопасная выдача карты при первом посещении офиса и вне офиса + пополнение счета в режиме on-line Многоэмитентная технология, возможность кобрэнда с Visa и Mastercard Уникальное применение на одной карте Платежные приложения для банков, микрокредиты Идентификация личности и контроль доступа Использование в удаленных районах (off-line) Социальные приложения, доступ к гос услугам Страховые приложения и оплата штрафов Транспортные приложения Медицинские приложения Заказ и доставка товаров и услуг Кобрэнды и программы лояльности
7 Преимущества для каждого участника – пользователя системы Государство и Регионы Национальная система Безопасность Социальные программы Оплата труда бюджетной сферы Экономия бюджета Прозрачность расходов Оптимизация системы учета и контроля Уменьшение наличности Банки Совместимость инфраструктуры Снижение тарифов Высокая лояльность клиентов Функциональность Ввод новых продуктов Микро- кредитование Учет потребностей клиентов Повышение качества услуг Магазины и поставщики Увеличение торгового оборота Низкие тарифы Совместимость инфраструктуры Программы лояльности Транспортные, медицинские и другие приложения Учет услуги в момент получения Поддержка внедрения Банком Информационное обслуживание Держатели картНизкие тарифы Высокая безопасность Развитая инфраструктура для оплаты товаров и услуг Большое количество продуктов и услуг Информационное обслуживание Основная задача при создании Российской платежной системы: обеспечить заинтересованность всех участников и создать конкурентные условия для развития системы
8 Планируемая эффективность при крупномасштабном внедрении системы (расчетная модель на базе пилота) Собираемость штрафов вырастет на 30-50%. Собираемость задолженностей за коммунальные услуги вырастет на 25-30% Транспортные расходы по ряду статей уменьшатся на 15-20%, расходы на доставку медикаментов сократятся на 15-30% Резко уменьшится количество случаев мошенничества в медицинской, дорожно-транспортной сфере и ЖКХ Затраты на использование и обработку наличных средств уменьшатся на 15-25%, затраты на информационные услуги и персонал в гос. учреждениях уменьшатся на 5-25% Увеличение эквайринговых оборотов в сетях на территории РФ на 30-50% Достигаемая экономия позволяет частично окупить требуемые инвестиции и повысить удобство пользования государственными услугами. Лояльность и информированность граждан повысятся
Основной принцип - тарификации всех действий в процессе предоставления услуг населению при помощи универсальной электронной карт (УЭК). Все действия в системе, совершаемые посредством карты должны быть тарифицированы (например, запрос выписки ФНС, запросы в ПФР, получение любых других услуг) Правила тарификации и распределения комиссий между эмитентом карты, эквайрером, владельцем услуги и получателем услуги должны быть установлены СИСТЕМОЙ или региональным оператором (для региональных услуг) СИСТЕМА осуществляет взаиморасчеты между региональными операторами участниками системы (по нефинансовым транзакциям) и ВСЕ взаиморасчеты по финансовым транзакциям (в части межбанковский расчетов) Региональные операторы тарифицируют взаиморасчеты по нефинансовым услугам в пределах субъекта (субъектов) Владельцы приложений платят за нанесение и использование приложений на карте Федеральный и региональный операторы получают доход в виде комиссий за предоставление услуг взаиморасчетов Граждане в некоторых случаях платят за государственные услуги Четкая экономическая модель работы всей системы. Наличие заинтересованных сторон (участников) в развитии услуг, сети приема карт. Поиск дополнительных стимулов для использования карт в части предоставления госуслуг 9
Распределение ролей и функций Федеральной и Региональной уполномоченной организации (федерального и локального процессинга) Федеральный «оператор»Региональный «оператор» Ведение, контроль и развитие всех технологических стандартов (чип, карта, устройства считывания, интерфейсы, приложения на карту, информационная безопасность) Процессинг и маршрутизация ВСЕХ банковских транзакций Процессинг госуслуг через портал Разработка, развитие и контроль правил системы Разработка и развитие тарифов, проведение взаиморасчетов между участниками и субъектами в том числе и по нефинансовым транзакциям Ведение реестра владельцев услуг и приложений Правила эмиссии карт Арбитраж и правила претензионной работы Процессинг локальных НЕ финансовых транзакций Взаиморасчеты по НЕ финансовым транзакциям в регионе Эмиссия карт в регионе Запись приложений на карту Сертификация новых приложений Развитие сети приема карт (совместно с уполномоченными банками) Для нефинансовых транзакций (например транспортное приложение) целесообразно вести взаиморасчеты участников на региональном уровне. Субъекты РФ могут объединять региональных операторов и создавать одного оператора на несколько регионов, либо пользоваться услугами (аутсорсинг) федерального оператора 10
Окончание презентации 11