Выступление президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина «О тарифной политике в области железнодорожного транспорта» (совещание по итогам работы органов государственного регулирования в 2010 году и основным задачам на годы) Москва 2011
Ключевые направления государственной тарифной политики на железнодорожном транспорте 2010 года Итоги 2010 года Формирование новых подходов к государственному тарифному регулированию Выработка последовательности тарифных решений обеспечивающих дальнейшее развитие интеграционных процессов, происходящих в странах СНГ (в рамках формирования Единого экономического пространства) и в мире (предстоящее присоединение России к ВТО) Совершенствование действующей тарифной системы и приведение ее к реальным экономическим условиям 2
Определяет экономически обоснованный уровень тарифов, необходимый для развития железнодорожного транспорта в целях удовлетворения потребности российской экономики в железнодорожных перевозках Дает возможность государству выбрать направления эффективного использования бюджетных средств, которые могут быть направлены на компенсацию части транспортных затрат отдельным отраслям экономики или на возмещение потерь при установлении уровня тарифов ниже экономически обоснованного Завершено формирование новых подходов к государственному тарифному регулированию на железнодорожном транспорте Итоги 2010 года Принято методическое обеспечение по расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки (Приказ ФСТ России 198-т/1 от 31 августа 2010 года) 3
О методике расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации Положительные результаты Отрицательные последствия Позволяет формировать бюджеты регионов; Определять средства, которые будут направлены на: адресную социальную поддержку населения субсидирование перевозок пассажиров в пригородном сообщении в разрезе субъектов Российской Федерации Итоги 2010 года Региональные органы власти не готовы к переходу на формирование тарифов исходя из экономически обоснованных затрат ОАО «РЖД» вынуждено решать социальные вопросы регионов за счет собственных средств Методика требует более «тонкой настройки», учитывающей региональные особенности 4
Соглашения первого уровня Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий Отраслевое соглашение Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики Основные Соглашения в рамках формирования Единого экономического пространства, оказывающие влияние на формирование тарифной политики Итоги 2010 года 5
Значительные экономические риски для отечественных товаропроизводителей в части снижения конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешних товарных рынках Необходимость государственной поддержки российских товаропроизводителей Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики Возможные риски при: Применении унифицированных тарифов на перевозку грузов внутри Единого экономического пространства Реализации положений по обеспечению доступа к услугам инфраструктуры Потеря части рынка услуг оказываемых российскими перевозчиками Итоги 2010 года 6
Совершенствование действующей тарифной системы Итоги 2010 года Установлен новый порядок тарификации перевозок грузов в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах, негабаритных грузов на универсальном подвижном составе Продолжены работы по унификации тарифов по видам сообщений. В 2010 году доля грузов с расчетом провозных плат по тарифам раздела 2 Прейскуранта выросла до 88% в общих объемах перевозок (около 89% - в грузообороте, более 82% - в доходах) Введена новая методика определения договорного сбора за отстой на путях общего пользования собственного подвижного состава Снижение уровня тарифной нагрузки по отношению к 2003 году (введен в действие новый Прейскурант 10-01) практически по всей основной номенклатуре перевозимых грузов Принятые в 2010 году регуляторные решения позволили создать экономические стимулы, обеспечивающие оптимизацию эксплуатационной работы железнодорожного транспорта и сбалансированность экономических показателей по грузовым перевозкам 7
2003г. - Введение Нового Прейскуранта Изменение транспортной составляющей при перевозке грузов в 2010 г. к 2003 г. (расчет по тарифу инвентарного парка на сопоставимой дальности перевозки (2003г.)) Итоги 2010 года 8 изменение уровня транспортной составляющей в декаюре 2010 года к 2003 году - 8,8 п.п. - 4,3 п.п. - 2,6 п.п. - 10,1 п.п.- 12,4 п.п. - 0,7 п.п. + 3,8 п.п. - 1,3 п.п. - 2,5 п.п. + 1,8 п.п. - 2,3 п.п. Снижение уровня транспортной составляющей Повышение уровня транспортной составляющей
Изменение цен по отраслям промышленности и тарифов на железнодорожные перевозки Итоги 2010 года 9
Начиная с прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 – 2014 годы необходимо отражать Исходя из минимизации негативного влияния роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на пользователей услугами железнодорожного транспорта в сложившихся экономических условиях Исходя из потребностей финансовых средств, необходимых для обеспечения стабильной и эффективной работы организаций железнодорожного транспорта, направленной на удовлетворение российской экономики в железнодорожных перевозках У государства появляется выбор направлений эффективного использования бюджетных средств: компенсация части транспортных затрат отдельным отраслям экономики при относительно высоком уровне тарифов или возмещение потерь доходов железнодорожного транспорта при установлении уровня тарифов, не позволяющего получить нормативный размер чистой прибыли В сфере грузовых перевозок Обеспечивается приведение инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствие с потребностями экономики страны, как это определено в Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года Экономически обоснованный уровень тарифа Предельный уровень индексации тарифов Субсидии отраслям экономики Субсидии ОАО «РЖД» Практическая реализация новых подходов к государственному тарифному регулированию Задачи на 2011 и 2012 годы 10
Реализация ранее принятых решений Реализация положений : Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года; Международных договоренностей Реализация новых подходов к государственному тарифному регулированию на железнодорожном транспорте Практическое применение норм антимонопольного законодательства в секторах рынка с развитой конкуренцией Разработка Концепции Сетевого контракта и подготовка пакета документов по его реализации Введение в действие тарифов, плат, сборов на услуги инфраструктуры Завершение унификации тарифов по видам сообщения Унификация тарифов на порожний пробег собственных (арендованных) вагонов Предоставление права принятия, исходя из экономической целесообразности, решений об изменении уровня тарифов на услуги регулируемого сегмента рынка грузовых перевозок (в рамках предельных максимального и минимального уровней тарифов) Разработка новых правил установления исключительных тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также тарифов, сборов и платы, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг Поэтапное снижение масштабов перекрестного субсидирования и переход при необходимости к возмещению части транспортных затрат конкретным грузоотправителям Задачи на 2011 и 2012 годы 11