«Описание основных приемов работы при обучении рассказыванию». Горбенкова В.В., воспитатель высшей категории
Виды речевой деятельности детей на занятиях пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Картины и серии картин Старшая группаПодготовительная к школе группа 1. «Игра» 2. «Вечер» 3. «Кот-задира» 4. «Как Алёша хотел белку испугать» 5. «Про девочку Машу и куклу Наташу» 6. «Незнайкин подарок» 7. «Заботливая сестра» 8. «Случай в лесу» 9. «Кошка с котятами» 1. «Мы дежурим» 2. «Корова с телятами. Бык» 3. «Медведица с медвежатами» 4. «Как мы играем» 5. «Наряжаем Ёлку» 6. «Петя и волк» 7. «Удачная рыбалка» 8. «В огороде» 9. «Попугай Петруша»
Серия картинок «Кот-задира»
Серия картинок «Вечер»
Картина «Корова с телятами. Бык»
Сюжетная картина «Мы дежурим в уголке природы»
Картина «Заботливая сестра»
Варианты выполнения задания по составлению рассказа по картине составление рассказов по предложенному плану; составление коллективных рассказов по "цепочке"; индивидуальное рассказывание; составление рассказа в творческих подгруппах; продолжение рассказа по предложенному началу; составления рассказа от лица разных героев.
Основные требования к составлению конспектов занятий по обучению рассказыванию по картинкам. Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия; Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного дошкольного возраста. Создавать на занятиях речеактивизирующие ситуации. Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи. Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование
Основные требования к составлению конспектов занятий по обучению рассказыванию по картинкам. Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим; в качестве вспомогательного средства использовать моделирование плана высказывания. Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей; Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер; Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой; По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
В огороде