К созданию моделей прибегают, когда: объект очень велик: либо очень мал: процесс протекает очень быстро (модель двигателя внутреннего сгорания); или очень медленно (в геологии); исследование объекта может привести к его разрушению; создание модели очень дорого
В процессе обучения мы постоянно используем модели. При изучении физики при изучении географии в химии 2Fe(OH)+O+HOH 2Fe(OH) в математике (A+B)C=AC+BC + - v a
Таким образом: моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследование модели; модель - это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
Все модели можно разделить на два больших класса: Модель информационнаяматериальная
Предметные воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме. Например:
Знаковые представляют объекты и процессы в форме рисунков, схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т. д. Например: F=mg (физика); y=kx+b (математика); блок-схема (информатика) нчало Тело програм- мы конец начало
Если рассматривать модели с позиции для чего, с какой целью они используются, то можно применять следующую классификацию МОДЕЛИ Научно-технические ИгровыеОпытные Имитационные Учебные
Учебные модели Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы
Опытные модели Уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Их называют также натуральными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик.
Научно-технические создают для исследования процессов и явлений. К ним относятся, например, и синхротрон- ускоритель электронов, и прибор, имитирующий заряд молнии, и стенд для проверки телевизоров.
Игровые модели военные, экономические, спортивные, деловые игры. Они как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. Игровые модели позволяют оказывать психологическую помощь больным либо разрешать конфликтные ситуации.
Имитационные модели н е просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее.Эксперимент либо многократно повторяется, чтобы изучить и оценить последствия каких- либо действий на реальную обстановку, либо проводится одновременно со многими другими похожими объектами, но поставленными в разные условия.
Вопрос 1. Может ли объект иметь несколько моделей? Приведите пример. Вопрос 2. Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Если да, приведите пример.
Вопрос 3. Вопрос 3. Среди приведенных ситуаций выберите те, которые являются ситуациями моделирования. 1. Учитель опоздал на автобус и едет в школу на такси; 2. Девочки в детском саду играют в дочки-матери и нянчат кукол; 3.На уроке литературы ученики описывают сюжет повести и характеристики главных героев; 4. Капитан корабля прокладывает по карте путь; 5. В кафе не оказалось любимых сбитых сливок, вместо них пришлось взять мороженое 6. В научном сборнике приведены формулы и схемы позволяющие определить траекторию кометы Галлея; 7. Грабители открывают замок отмычкой 8. Вместо кино друзья решили пойти на дискотеку.
Вопрос 4. Заполните таблицу. Что моделируется? (Моделируемый объект) Модель Снег Самолет Глобус Математическая формула Вентилятор
А теперь внимание ! После того как вы ответили на все предложенные вопросы, сравните свои ответы с правильными и оцените их. Для этого на каждом листе с ответами есть кнопка с вызовом блокнота.
Ответ1. Ответ1. Да, может. Возьмем в качестве примера человека, в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии – как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии – как систему стремящуюся к самосохранению.
Ответ 2. Ответ 2. Да, могут. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки.
Ответ 3. Ответ Девочки в детском саду играют в дочки-матери и нянчат кукол; 4. Капитан корабля прокладывает по карте путь; 6. В научном сборнике приведены формулы и схемы позволяющие определить траекторию кометы Галлея;
Ответ 4. Ответ 4. Что моделируется? (Моделируемый объект) Модель СнегБумажная снежинка СамолетМакет самолета Планета ЗемляГлобус РасчетМатематическая формула ВетерВентилятор
Данная книга является учебным пособием для изучения первого урока по теме Моделирование и формализация. Изучив этот урок, вы будете знать: -что такое моделирование; -что такое модель и для чего они нужны; -по каким признакам можно классифици- ровать модели. После изучения теоретического материала, предлагаются ряд вопросов, на которые сможет ответить, только тот, кто внима- тельно изучит урок.
Что означают кнопки? Что означают кнопки? Вернуться на предыдущий лист Попасть на следующий Вернуться на первый лист Справка Зайти и прочитать