Основные направления работы с одаренными детьми в системе школьного образования ОУРЦ 1222 ЮВОУО ДО г. Москвы
Исследования по проблеме одаренности в России разработана и осуществляется «рабочая концепция одаренности» (2003); методологические проблемы одаренности разрабатывают Д. Б. Богоявленская, А. В. Венгер, В. И. Игнатьева, А. М. Матюшкин, В. С. Юркевич и др.; проблема определения понятий «Способности», «Одаренность», «Талант», а также определением структуры и классификаций одаренности занимаются А. Л. Готсдинер, Э. А. Голубева, В. Л. Дранков, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, А. М. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Э. Чудновский, В. Д. Шадриков, В. С. Юркевич, Дж. Гилфорд, К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд и др.;
Исследования по проблеме одаренности проблема разработки оригинальных методик диагностики детской одаренности разрабатывается В. Л. Дружининым, В. В. Клименко, А. И. Савенковым, Е. Торренсом, Дж. Гилфордом и др.; проблемой интеллектуальной одаренности занимаются М. А. Холодная, Дж. Гилфорд; проблемами творческой одаренности занимаются А. М. Матюшкин, В. А. Моляко, Е. Торренс; проблемами художественной одаренности занимаются А. А. Мелик-Пашаев, Н. В. Гросул, Б. П. Юсов, Б. М. Неменский, Ю. А. Полуянов;
Исследования по проблеме одаренности организационно-педагогические основы обучения одаренных детей разрабатываются в России В.В.Грязевой, В. А. Петровским, В. С. Комаровой, С. В. Лободиной, И. В. Соловьевой, Н. Ф. Талызиной, Т. А. Копцевой; за рубежом организационно-педагогическими проблемами одаренности занимаются Б. Блум, Дж. Гилфорд, Ф. Уильямс, Дж. Рензули. В США осуществляются четыре концептуальные модели в разработке программ обучения одаренных детей раннего возраста «Свободный класс», «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Дж. Резулли, «Таксономия целей обучения» Б. Блума.
Наука и практика решают следующие вопросы 1.Что такое способности, одаренность? Как они взаимосвязаны и чем отличаются друг от друга? 2.Кто такой одаренный ребенок? 3.Чем обусловлено его развитие? 4.Какие существуют методы и формы развития одаренного ребенка? 5.Каким образом этим процессом можно управлять? 6.Какие методы исследования этих феноменов существуют? 7.Что обеспечивает их успешную реализацию на благо другим и себе?
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Развития одаренности это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Особенности одаренных детей высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире; большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Признаки одаренности 1.Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности : быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Признаки одаренности 2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
Признаки одаренности 3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом - сложное.
Признаки одаренности 4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Признаки поведения одаренного ребенка Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
Признаки поведения одаренного ребенка Повышенная познавательная потребность, любознательность. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Критерии выделения видов одаренности Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. Степень сформированности. Форма проявлений. Широта проявлений в различных видах деятельности. Особенности возрастного развития.
Виды одаренности По критерию вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики : практическая, интеллектуальная, художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная
Виды одаренности По критерию степени сформированности одаренности: Актуальная потенциальная По критерию формы проявления: явная; скрытая
Виды одаренности По критерию широты проявления в различных видах деятельности: общую (или умственную); специальную одаренность. По критерию особенностей возрастного развития : раннюю; позднюю.
Принципы выявления одаренных детей комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
Принципы выявления одаренных детей использование тренинговых методов; подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности; оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития; преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Факторы, влияющие на развитие одаренности Неравномерность возрастного развития одаренных детей Семья одаренного ребенка Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми Личность одаренного ребенка
Проблемы одаренных детей общения, социального поведения, дислексия - слабое развитие речи эмоционального развития, дисинхронизация развития физического развития, саморегуляции, отсутствие творческих проявлений, трудность профессиональной ориентации, дезадаптации
Теоретическая модель одаренности Дж.Рензулли Одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Теоретическая модель одаренности Дж.Рензулли
Теоретическая модель одаренности Ф.Монкса Дополняет три традиционных пересекающихся круга Дж.Рензулли треугольником, обозначающим основные факторы микросреды: семья, школа, сверстники.
Теоретическая модель одаренности А.Таннебаума Для реализации личности в творческой деятельности требуется взаимодействие пяти условий, включающих внутренние и внешние факторы: общие способности; специальные способности в конкретной деятельности; специальные характеристики неинтеллектуального характера (личностные, волевые); стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа); случайные факторы (очутиться в нужном месте в нужный час)
Теоретическая модель одаренности Р.Стренберга Современными исследователями Р.Стренбергом и Е. Григоренко предложена так называемая «инвестиционная модель» одаренности. Авторы утверждают, что для творчества необходимо наличие: интеллектуальных способностей, знаний, стилей мышления, личностных характеристик, мотивации и окружения (среды).
Теоретическая модель одаренности К.Хеллера Модель включает: факторы одаренности (интеллектуальные способности, креативность, социальную компетентность и др.), факторы среды (микроклимат в семье, классе), достижения (спорт, языки, естественные науки др.), не когнитивные личностные особенности (преодоление стресса, мотивации достижений, стратегии работы и учебы и ряд других).
Теоретическая модель одаренности Ф.Уильямса основные предметы изучения (естествознание, языки, математика, изобразительное искусство, обществоведение); стратегические направления преподавания и поведения учителя (его профессиональные умения); показатели развития учащихся как в познавательной, так и в эмоционально-личностной сферах (оригинальность мышления, готовность рисковать, любознательность и т.д.).
«Рабочая концепция одаренности» Эта концепция была разработана по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы "Одаренные дети" 1998, 2-е расширенное и переработанное издание, 2003 К работе была привлечена большая группа специалистов в области психологии одаренности: В.Д. Шадриков, Ю.Д.Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И.Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик- Пашаев, В.И. Панов, В.Д. Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич
Типы образовательных структур для обучения одаренных дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные школы, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей; учреждения дополнительного образования,; система школ, ориентированных на работу с одаренными детьми
Обучение одаренных детей в общеобразовательной школе Работа по индивидуальному плану Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп Сеть творческих объединений Проектный метод Дифференциация параллелей Перегруппировка параллелей Попеременное обучение Обогащенное обучение
Обучение одаренных детей в дополнительном образовании индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области; работа по исследовательским и творческим проектам в режиме; очно-заочные школы; каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; детские научно-практические конференции и семинары.