М.Ф. Достоевский. Преступление и наказание В чём своеобразие светового и цветового решения образа Петербурга на страницах романа "Преступление и наказание"? Симонян Гаяне Ученица 10 класса «Б»
Набережная Если внимательно прочитать роман, то можно заметить, что в описаниях Петербурга Достоевский в основном использует желтый цвет.
Желтый цвет "Небольшая комната [... ] с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева [...] по стенам да двух- трех грошовых картинок в желтых рамках… » «На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое- то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.» «Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в воду канала.» Кадр из многосерийного фильма «Преступление и наказание»
«Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел... (ибо дочь моя по желтому билету живет-с...)». «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки». «Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.» «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару».
Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Сам грязно-желтый, уныло- желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: "желтый" и "желчный", которые нередко встречаются в повествовании. Например, о Раскольникове он пишет следующим образом: "Тяжелая, желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке". В романе очень ясно прослеживается взаимодействие внутреннего и внешнего мира героя.
«Когда он очнулся, то увидал, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой- то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою, и что Никодим Фомич стоит перед ним и пристально глядит на него; он встал со стула.» Кадр из многосерийного фильма «Преступление и наказание»
Желчь "Желчь", "желтизна" приобретают смысл чего-то мучительно- давящего и угнетающего. Комнаты петербургских домов сравниваются с гробами. В них задумываются и совершаются убийства. Перекресток - крест. Площадь - место, символизирующее раскаяние. В комнате Раскольников уверен, что сможет совершить убийство, выйдя на улицу, считает свои недавние рассуждения смешными. Из этого можно сделать вывод, что Петербург для Достоевского - это город убийств, ужасов и людского одиночества.
Желтый в психологии Положительные характеристики Ловкость Сообразительность Оригинальность Радость жизни Восприимчивость Терпимость Честность Уверенность в себе Справедливость Свобода Радость Веселье Негативные характеристики Язвительность Сарказм Вероломство Рассеянность Любовь к болтовне Критичность Нетерпимость Склонность к осуждению других Цвет сплетен (желтая пресса)
Желтый в психологии «Под воздействием желтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Люди, предпочитающие этот цвет, не любят глупцов, борются с другими с помощью слова, любят, чтобы ими восхищались, не любят быть загнанными в угол. Им свойственны высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Желтый символизирует интуицию и сообразительность..» Можно предположить, что Федор Михайлович своим навязчивым желтым цветом лишний раз подчеркнул нерешительность Раскольникова. Желтая комната старухи подтолкнула его в нужный момент сделать последний шаг. Желтый у Достоевского как бы стал контрастным. Автор написал желтый цвет, не тем привычным солнечным жизнерадостным цветом, а тошнотворным, тяжелым, желчным, вязким.
«Современный двор» Раскольникова.
Спасибо за просмотр! ;) Автор презентации.
Ссылки используемые при работе